Религия в стиле аниме: что думает церковь о мультяшных иконах
На днях РПЦ обратила внимание на сообщество, где публиковались православные иконы, выполненные в стиле аниме. На некоторых из них с помощью графических редакторов лица святых заменены на популярных героев японской анимации, а какие-то иконы и вовсе полностью перерисованы в мультипликационной стилистике. «ВМ» узнала, что по этому поводу думают священнослужители.
Протоиерей Всеволод Чаплин, известный своим нестандартным подходом к проповедям, не считает аниме подходящим инструментом для распространения христианства.
— С формальной точки зрения, вроде бы тут ничего кощунственного нет: в конце концов, в наивном искусстве есть много легкомысленных изображений подобного рода, — объяснил он. — Но здесь происходит подмена духовного душевным. Ведь икона — это окно в тот мир, где пребывают Бог и святые. Человеческие эмоции заменяются абсолютным, строгим и просвещенным самим Богом покоем, духовной радостью.
По мнению Чаплина, в случае с аниме радость от общения со Всевышним уступает место земным эмоциям.
— Здесь же нечто сугубо душевное, мультяшное, мечтательное. А мечтательность — вещь ложная, она ведет в иллюзорный мир сказки, в котором нет места святости, — сказал протоиерей. — Наоборот, в аниме четко дают понять, что можно без покаяния и веры стать лучше, а это в корне неправильно.
Священник также уточнил, что в аниме слишком много эмоций.
— Эти мультфильмы наполнены утрированной грустью, одиночеством — они не должны быть человеческим идеалом, — пояснил Чаплин. — Кроме того, там много ЛГБТ-эстетики. К святым это все не должно иметь отношения.
Помощник председателя Издательского совета Русской православной церкви отец Макарий к творчеству интернет-художников отнесся менее строго, чем его коллега.
— Если эти изображения выполнены с чувством благоговения, а не с желанием поглумиться и посмеяться, то они могут иметь место, — сказал он. — Но если это просто очередная попытка развлечься за счет церкви, то такого не должно быть. Это может задеть чувства верующих.
Отец Макарий отметил, что в Японии есть собственная школа православной иконографии, не относящаяся к аниме.
— Японская православная церковь основана святым равноапостольным архиепископом Николаем (Касаткиным) в 1868 году, с этого времени там началась проповедь православия, — объяснил он. — До 1912 года им было крещено 30 тысяч японцев. Создавая церковь, Николай изучил многие вещи, присущие японцам, и они были восприняты церковной традицией. Например, японцы снимают обувь при входе в храм, слушают проповедь сидя. И в их православной иконографии тоже своя стилистика.
Представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ комментировать "аниме-иконы" отказались.