Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

«Мы сильны и уверены в себе»

Сюжет: 

Послание Владимира Путина Федеральному Собранию-2014
Общество
«Мы сильны и уверены в себе»
Фото: «Вечерняя Москва»
Ежегодное послание президента Федеральному собранию стало продолжением его предыдущих вступлений. Той же «валдайской речи». Приоритеты выстроены исходя из складывающейся геополитической ситуации. Мы правы в своей «крымской политике», недвусмысленно подчеркнул президент. Крым для нас — это то же самое, что Храмовая гора для иудеев и христиан в Иерусалиме. Наша политика покоится на определенных ценностях.

Эта линия уже вполне проявилась в последние годы, очевидно, она укрепится и в будущем, в том числе в форме сотрудничества преимущественно с теми силами на Западе, которые такие ценности (например, семейные) разделяют. Вновь напомнил Владимир Путин и о «больном» — об истоках украинского кризиса: не было бы Украины — придумали бы что-нибудь еще в качестве повода для политики сдерживания России или, хуже того, чтобы «пустить нас по югославскому пути». Месседж Западу подан недвусмысленный и жесткий (мне показалось, что даже жестче, чем в «валдайской речи») — «не дождетесь». Прогнуть Москву не удастся, односторонних уступок не будет. «Мы не намерены втягиваться в дорогостоящую гонку вооружений, но обеспечим гарантированную безопасность». У нас, мол, есть в запасе и «нестандартные решения». «Мы сильны и уверены в себе».

Но если во вступительной «международной части» все было вполне предсказуемо, то в части экономической Путин кое в чем пошел дальше даже самых оптимистических прогнозов. С самого начала прозвучало слово «свобода». Свобода самовыражения человека, свобода предпринимательства. Но — как четко дано понять — не на основе ориентации на «прогнивший» Запад, а на то, что ассоциировалось бы, скажем, со столыпинской  Россией начала ХХ века, когда при сильном государственном участии стремительно рос и богател средний класс. Страна должна развиваться на основе «общего дела», — привел в пример Путин мысль философа Николая Федорова. Пригодился и любимый многими кремлевскими идеологами Иван Ильин. Ведь это он сказал: «Чем гражданин России свободнее, тем выше ее потенциал». Это шаг гораздо дальше, чем просто констатация «свобода лучше несвобода». Это увязка интересов государства с интересами свободного человека. И это смелый для России посыл. Если удастся его  воплотить в жизнь, то это станет перезагрузкой всей русской исторической матрицы. Пока у Государства Российского считаться со свободным гражданином  не очень-то получалось.

Все это ради того, чтобы «вырваться из ловушки нулевых темпов роста» и выйти уже через года 4 на темпы выше мировых, чтобы производительность труда росла не мене 5 процентов в год (реализация такого требования стала бы настоящим прорывом по сравнению с реалиями последних лет). Удвоение дорожного строительства, к чему призвал Путин — более внятная и конкретная замена лозунгу «удвоения ВВП» в нынешних условиях. Дороги все же остаются одной из двух неизбывных бед России.

Бизнесу обещаны не только «налоговые каникулы», точнее неувеличение налоговой нагрузки на четыре года (это предсказывали все), но и свобода от плановых проверок на три года, в случае законопослушного поведения. Наконец, предложена полная амнистия всех возвращаемых  добровольно в страну капиталов. Этого, пожалуй, не предсказывал никто. Но амнистия сработает в полной мере не из страха, а после того, как в России улучшится инвестиционный климат. Путин и сам знает о такой увязке.

Предложено много весьма перспективных мер, которые могли бы с радостью приписать себе что либералы, что государственники в экономике. Они во многом универсальны, и «идеологическая» направленность их будет зависеть скорее от характера практического исполнения. Опережающее развитие моногородов под некие предоставляемые государством преференции — назревшая мера. Провозглашение Владивостока «порто франко» — это то, что может оживить весь регион. Курс на импортозамещение и локализацию производства дополнен призывом давать больше госзаказов отечественным предприятиям. Расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний — это то, чего давно ждали те, кто в этом сегменте предпринимательства еще жив под гнетом госрегулирования поддержка. Однако одним импортозамещением сыт и жив не будешь. Современный мир устроен иначе — на взаимозависимости. И важно, что прозвучала мысль о важности как раз экспортно-ориентированности. Поддержка экспорта российских несырьевых компаний России — это аналог того, что делают в той или иной форме и США, и Китай. Потому что именно ориентация на экспорт, на мировые стандарты, а не отгораживание от внешнего мира доморощенными нормами, делает отечественное производство конкурентоспособным и качественным.

В послании прослеживаются вполне, кстати, идеи, инкорпорированные туда под воздействием явных «государственников». Таких, как помощник президента по экономике Сергей Глазьев. Докапитализация ведущих банков из Фонда национального благосостояния ФНБ под то, что называется «проектное финансирование» — это его идея по поводу того, как надо действовать в условиях ограничения доступа к внешним кредитам. Есть и много таких предложений, которые вполне сгодились бы и даже для позднего социализма. Они по-своему тоже универсальны. Надо ведь неэффективные траты бюджета — на 5 процентов в год, не менее? Надо. Надо сделать так, чтобы однотипные объекты в разных регионах по стоимости не отличались в разы? Надо. Судя по всему, борьба с экономической коррупцией будет приравнена к борьбе с терроризмом. Важно, чтобы на практике правоохранители, которых президент призвал бдить, не скатились к привычной практике «кошмарить» тот же бизнес, что может смазать призывы к свободе предпринимательства и демотивировать ту же амнистию капиталов.

Важно, что сказано о прозрачности госкомпаний. При них, возможно, теперь возникнут некие аналоги советских времен «комитетов народного контроля». Видимо, президента тоже впечатлили доклады о сверхдоходах топ-менеджеров госкомпаний. И теперь оплата руководства в таких компаниях «должна соответствовать результатам работы и экономическим реалиям».

Мне лично понравилось, что много было сказано об образовании — тема стала приоритетной, кадровый провал в стратегических областях, нуждающихся в модернизации, осознан. Но речь не идет пока о перестройке системы образования — лишь о ее «тонкой настройке». Повысить внимание к инженерному и профессионально-техническому образованию, привязать его к потребностям производства. В принципе, правильные слова. Посмотрим, как оформят  их законодатели.

«Социалка» как часть послания на сей раз не стала раздачей обещаний и щедрых субсидий. Времена не те. Но все обязательства будут выполнены. Будем сами производить все больше лекарств. Достигнем продолжительности жизни уже до 74 лет. Следующий год станет годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, основной причиной смерти россиян. К концу 2015 года должны быть созданы все условия для перехода к страховой медицине. Однако в подробности горячо обсуждаемой сейчас медицинской реформы в послании президент вдаваться не стал. Не тот формат.

«Все понимают, что надо делать, надо только начать это делать», — эти слова Путина, сказанные об образовательной сфере, можно распространить и на многие другие отрасли. Как воспримут их и, главное, воплотят на практике те 1100 человек представителей правящей элиты, что слушали его в зале? Вот в чем вопрос.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.