Мама, получи лицензию на воспитание детей
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВ Государственной думе обсуждаются поправки к закону «Об образовании» применительно к просветительской деятельности. В первом чтении, несмотря на протесты Российской академии наук, поправки приняты. Любопытно, что один из инициаторов поправок Наталья Поклонская, услышав аргументы ученых, сняла свою подпись. Ученые составили декларацию, бьют в колокола, но мало шансов, что их голоса будут учтены. Пусть именно ученые испокон веков занимаются просветительской деятельностью, но, ежу ясно, разбираются в этой сфере по-настоящему чиновники и депутаты.
Суть поправок — в необходимости лицензировать любую просветительскую деятельность, которая происходит вне рамок официальных учебных программ. Под раздачу попадают лекции и конференции, приглашение на работу профессоров и тренеров из-за рубежа, приобретение иностранной литературы в библиотеку. При расширительном толковании в одобрении чиновника будут нуждаться познавательные (то есть любые) телевизионные передачи, издание книг и даже ведение блогов по экологии, дорожному движению, гаданию на кофейной гуще или правильному питанию. Страшно представить, но ведь первый опыт познания человек получает в семье, а это тоже просветительство. Так что, мама, марш за лицензией!
Лицензия — попытка чиновников оседлать информационные потоки. Жаль, нет на них Айвазовского, который написал бы на этот сюжет новый «Девятый вал». Объем информации в XXI веке, как подсчитал великий просветитель Сергей Капица, возрастает в два раза каждые пять лет. Попытки встать поперек требованиям времени архаичны и препятствуют построению экономики знаний и технологическому рывку. Но у чиновников свои ориентиры, отличные от нужд общества. Тактическую победу они могут одержать, но за это время локомотив истории унесет конкурентов вперед.
![Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге](https://cdni-vm.servicecdn.ru/2021.01/original/720_60116cd582682c3d9814024c.jpg)
Авторы объясняют глубинный смысл поправок необходимостью положить конец попыткам антироссийских сил «беспрепятственно проводить среди школьников и студентов широкий круг пропагандистских мероприятий». Но, во-первых, в РФ уже действует много законов, которые преследуют такие нарушения. А во-вторых, репрессивные меры в отношении молодежи чаще всего дают обратный результат. Лучше придумать поощрительные приемы, но на это пороху не хватает. Как говорил Жванецкий, когда не знаешь, как, но можешь наказать, ты — начальник.
Впрочем, на проблему можно посмотреть иначе. В 1984 году, в наш последний спокойный год, руководство придумало для народа новый праздник — День знаний. Прежде примером для отроков был Незнайка, который ничего не знал, но отличался классовым чутьем и посрамлял очкариков. И вдруг законопослушный народ устремился к знаниям с такой невероятной, неимоверной силой, что все в стране начало рассыпаться, подтверждая ветхозаветную мудрость о том, что многое знание таит многую печаль. День знаний открыл ящик Пандоры, и на всю страну, которая называлась СССР, излились горести и беды. Культ знаний не помог знанию жизни…
Если серьезно, то просветительская деятельность заложена в фундамент прогресса. Маркс не мог додуматься до того, что прибавочную стоимость в XXI веке будет формировать не эксплуатация, а в первую очередь знания. И еще. Уверен, не надо подозревать нашу интеллигенцию в незрелом мышлении и злокозненных устремлениях.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции