Дырявые трубы: почему Украина не получит компенсацию за «Северный поток — 2»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМС точки зрения нормальной логики Россия не должна ничего компенсировать Украине из-за строительства газопровода «Северный поток — 2». Такое мнение в беседе с «Вечерней Москвой» высказал политолог Марат Баширов, комментируя слова главы Оператора газотранспортной системы Украины Сергея Макогона.
В интервью одному из украинских изданий топ-менеджер заявил, что компенсацией за запуск «СП-2» мог бы стать новый контракт на транзит 45–50 миллиардов кубометров газа в Европу на следующие 15 лет с финансовыми гарантиями европейских банков или компаний.
Однако, как считает Баширов, логика украинских бизнесменов в этом случае ненормальная, она рано или поздно будет исправлена.
— Украинские бизнесмены всегда думают не о том, как заработать, а о том, как у кого-то что-то отобрать. Поэтому они и сейчас пытаются что-то отобрать. До этого в суды ходили против Газпрома, даже что-то выигрывали, мошенничали все время откровенно с газом. У них же ГТС (газотранспортная система) дырявая, потери постоянно. Вот на эти потери они кое-что и списывали, — напомнил политолог.
Другое дело, так называемые экспертом кураторы Украины, особенно США, могут выйти с каким-то предложением к России, чтобы она продолжала оставаться одной из тех стран, которые прокачивают газ в определенном объеме для того, чтобы в бюджет Украины поступали какие-то средства и нашим заокеанским партнерам было не так затратно поддерживать местную власть.
Только о прямой компенсации отказа от коммерческого договора по транзиту газа через Украину, если она состоится, речи в любом случае не пойдет. Все понимают, что это абсурд, добавил собеседник «ВМ».
При этом сам по себе долгосрочный контракт на прокачку нескольких десятков миллиардов кубометров газа через Украину возможен, говорит Баширов. Но здесь российский Газпром будет смотреть с точки зрения технической возможности прокачки голубого топлива и коммерческой выгоды как для компании, так и для европейских потребителей.
— Во-первых, возможно, это будет балансирующий объем. Во-вторых, его могут получить и сами потребители на Украине. Им придется заключать прямой контракт с Газпромом. Сейчас украинским потребителям газ идет по следующей схеме: он официально идет через территорию Украины покупателям в Евросоюзе, а там уже его перепродают. Физически газ территорию Украины не пересекает, отбор происходит непосредственно там, но в договоре реверсивная схема присутствует, — объяснил политолог.
Технически российской госкорпорации использовать украинские ГТС не очень выгодно, потому что они старые и не модернизированные. В частности, в трубах надо поддерживать давление, а это означает, что там остается довольно серьезный объем технического газа. По словам Баширова, в украинский ГТС его около 40 процентов, тогда как в новых газопроводах — на порядок ниже.
— В итоге и за технический газ, и за стоимость прокачки платят потребители на Западе. Это же не Газпром несет издержки. Так что европейцам по факту выгоднее газ получать напрямую, через «Северный поток — 2» и южные газопроводы, — заключил спикер.
Газопровод «Северный поток — 2» ведут от побережья России до Германии через Балтийское море. Против строительства газопровода выступают США, страны Евросоюза и Украина.
Лидеры стран Запада считают строительство газопровода политическим решением, однако президент России Владимир Путин неоднократно опровергал данное мнение, утверждая, что РФ преследует исключительно экономические цели. Германия выступает за достройку «Северного потока — 2» и отвергает односторонние экстерриториальные санкции США.
В декабре 2019 года американская сторона ввела санкции против «Северного потока — 2». Однако позже, 20 мая 2021 года, в США отказались от санкций против оператора газопровода — компании Nord Stream 2 AG, оставив ограничительные меры в отношении российских компаний и судов.
В июне 2021 года стало известно о завершении укладки труб первой нитки «Северного потока — 2». По словам представителей компании-подрядчика Nord Stream AG, достроить «СП-2» рассчитывают в конце августа. Власти Германии уже выдали все необходимые разрешения на строительство газопровода.