Главное
Истории
Патрики

Патрики

Андрей Мягков: история любви

Андрей Мягков: история любви

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Евгений Моргунов: история любви

Евгений Моргунов: история любви

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Российские женщины массово омолаживаются с помощью гигантских улиток

Российские женщины массово омолаживаются с помощью гигантских улиток

Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Роман Дощинский: Словесник должен всех вести за собой

Общество
Учитель русского языка школы № 1251 Роман Дощинский
Учитель русского языка школы № 1251 Роман Дощинский / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
НОВАТОР Роман Дощинский преподает русский язык и литературу в школе № 1251. А еще руководит Независимой организацией словесников города Москвы — обучает педагогов, как просвещать не только детей, но и их родителей, и своих коллег.

На нашу встречу Роман Анатольевич пришел с большим пакетом. Из него доносился бодрящий запах антоновки.

- Это для урока по Бунину?

- Угадали. Я разрезаю яблоко, предлагаю каждому в классе понюхать. Вот герой «Антоновских яблок» пустился бы в воспоминания, если бы не припомнил этот запах? Это цепляет учеников. Может, лет через 20 они перечитают Бунина. Или прочтут.

- Почему только через 20 лет?

- Сейчас торжествует клиповое мышление. Ученикам трудно замереть хотя бы на 5 минут, отбросить что-то в долгую память. Если в диктанте попадаются орфограммы, которые проходили не на предыдущем уроке, а на позапрошлом — уже проблема.

Во всем какая-то нездоровая оперативность. Задания ребята сдают очень быстро. Я бы сам над такими заданиями весь урок просидел, постоянно добавлял что-то. А ученики не в состоянии еще раз перечитать то, что сами написали. Не могут создать текст длиннее, чем в 150–200 слов. Как раз такой объем требуется на Едином экзамене в части С. Видимо, разработчики еще тогда почувствовали, что это верхняя планка для современных молодых людей.

- Тогда вы должны были бы радоваться возвращению сочинения. А вы в эфире нашего сетевого вещания отзывались о нем без восторга…

- Важно, чтобы эта замечательная инициатива президента России не превратилась в профанацию. В декабре прошлого года школьники писали сочинение в новом для них жанре. Выборочная проверка показала, что многие тексты были явно несамостоятельными в своих фрагментах. Кто-то же допустил эту ситуацию! Ведь если оценивать по советским стандартам, у нас каждый второй оказался бы неуспевающим. Поэтому, может, стоит жестче наказывать за списывание, но более лояльно оценивать грамотность.

- Но как тогда грамотность улучшать?

- На каждом уроке ученики узнают новые словарные слова. Мы, учителя, часто ориентируемся на те слова, которые предлагаются учебниками. Уже несколько лет подряд шестиклассники спрашивают меня: «А что такое бидон?» Зачем тогда им это слово, они никогда не будут им пользоваться. При этом они приходят ко мне с урока истории, на котором услышали понятие «феодализм». Или с урока математики приносят слово «параллелограмм». И эти нужные им слова они пишут с ошибками.

А учитель русского языка должен из любого другого предмета брать материал для своего. Взять у преподавателя истории стопку контрольных работ и сказать: «А вот я их сейчас оценю с точки зрения грамотности». Можно будет тратить меньше времени на диктанты. Тем более что в восьмом классе, например, на русский отведено всего три часа в неделю. Но чтобы наладить сотрудничество с другими учителями, словеснику надо обладать силой убеждения. Стать лидером.

- А вот вы стали лидером среди учителей русского языка. Для чего создана «Независимая организация...»?

- Прежде всего чтобы сформировать положительный образ учителя-словесника. Нужно давать педагогам слово в прессе, на экране, возродить к ним уважение. Вторая задача — научить заниматься просветительством.

- Они же и так им занимаются!

- Просветительство — это влияние на общество в целом. Нынешних родителей — бывших школьников 1990-х годов — нередко называют потерянным поколением. А ведь учитель может внушить на родительском собрании, что нужно читать взрослым людям. И на других учителей может подействовать, чтобы они говорили и писали грамотно. Надо только найти подход.

Советские просветительские технологии здесь помочь не могут, в них слишком много идеологии. А как это нужно делать сегодня, у нас никто пока всерьез не задумывался.

СПРАВКА

Роман Дощинский родился в Можайске в 1979 году. Окончил Московский государственный открытый педагогический университет (2000). Преподает в школах с 1998 года. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования. Член Общественной палаты РФ, председатель «Независимой ассоциации словесников» города Москвы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.