Ценностные ориентиры: русская школа дает единый язык общения
Есть в столице школа, где глубоко изучают традиции русского народа.
868-я, московская.
Директор Татьяна Визер вспоминает, что десять лет назад она была обычной общеобразовательной. А потом по инициативе педколлектива русская этносоставляющая была включена в учебный план, и в расписании появились «Этнопсихология», «Народоведение», «Русская словесность». Факультативно изучаются «Основы православной культуры». Вторая половина дня посвящана экскурсиям, чтобы на месте рассказать и показать связь исторической личности с фактами и событиями, которые к ней относятся. Есть еще цикл дополнительного образования: русский танец, фольклор, школьный театр.
Подходим к кабинету истории и художественного творчества. — Когда стало понятно, что русский национальный промысел умирает, мы решили свозить самых маленьких в Жостово. Показали, как делаются и расписываются подносы. Организовали мастеркласс, — говорит преподаватель Ирина Козельская. — Потом были Дымковская, Богородская, Каргопольская игрушка, гжель. В Москве впечатлили Ильинка, Исторический музей. Вот и стали вместе с родителями на экскурсии ходить и русский Кремль мастерить.
— Для старших нужен был другой подход, — дополняет коллега Наталья Стромова. — Объясняем на математике принцип золотого сечения.
Запоминается с трудом. Пошли в музей-заповедник «Царицыно»: по этому правилу там возведены купола храмов.
А еще «Царицыно» — это история, имена, культура, архитектура, ландшафт, дизайн. Математическая симметрия — это русское кружево.
Одна из изюминок школы — православный театр кукол «Образ». Небольшой деревянный зал, приглушенный свет, несколько рядов партера, полукруг сцены. На противоположных стенах — образа и витрина с куклами. Полнейшее ощущение храма. Даже не знаю, какого больше — церковного или искусств. На сцене школьные актеры показывают отрывок из постановки на бородинскую тему.
— Почему тебе нравится Александр Тучков? — спрашиваю у «генерала».
— Не думал, что богатые могли идти и умирать за родину, — парирует исполнитель главной роли Александр Щирский.
Проходя между выставкой ученических рисунков и столовой, мы разговорились с Татьяной Николаевной о национальном вопросе. Из 650 учащихся школы 69 — приезжие из бывших регионов СССР, 80 — из регионов России, в основном Подмосковья. Учатся здесь русские, армяне, грузины, азербайджанцы, представители северокавказских народов, украинцы.
— Слава богу, межнациональные конфликты были только единичные, — говорит директор. — Радует то, что люди, приехав в Москву издалека, принимают нашу культуру.
Образованный «укорененный» человек не будет себя вести по-хамски. Это наша сознательная политика: детский досуг, за исключением секции карате, бесплатный.
— А почему этот район Кубой называют? — Когда его строили, он на отшибе был, вроде острова. Так и пошло: Куба да Куба, — смеется директор. — Если серьезно, то нам, как и Кубе, помощь нужна. Голым энтузиазмом всех проблем не решить.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виталий Костомаров, президент Российской академии образования:
— Современный русский язык существует сегодня в двух разновидностях — книжной и разговорной. Книжный язык сложный, камерный. Он не передает особенностей общения и стал очень «изощренным». Информацию можно получить способом проще: фото, видео, рисунок, Интернет и т.д. Социальные сети сегодня взяли на себя не только массовую, но и персональную коммуникацию. К примеру, скайп передает эмоции, атмосферу общения, жестикуляцию. А это уже воздействие на разговорный язык. Одна из возможных перспектив — в ближайшем будущем книжный язык сблизится с разговорным, звуковым. Но книга как носитель языка и информации не исчезнет. Как не исчез устный язык, когда появился письменный.