Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Увидел воду, и раздался удар»: почему на Камчатке разбился вертолет Ми-8 с туристами

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Происшествия
«Увидел воду, и раздался удар»: почему на Камчатке разбился вертолет Ми-8 с туристами
Фото: youtube/Planespotter1

В Камчатском крае в четверг, 12 августа, потерпел крушение вертолет Ми-8. Из 13 пассажиров и трех членов экипажа, находившихся на борту, погибли восемь. Последняя информация о трагедии и версии случившегося — в материале «Вечерней Москвы».

Удар о воду

Вертолет выполнял туристический рейс с отдыхающими из Москвы и Санкт-Петербурга по маршруту поселок Николаевка — озеро Курильское — вулкан Ксудач — Ходуткинские горячие источники. Продолжительность такой экскурсии с двумя остановками составляет шесть часов. Рядом с вулканом Ксудач посадка осуществляется только по решению экипажа, если позволяют погодные условия. Цена билета на перелет составляла от 38 до 46 тысяч рублей.

Авиакатастрофа произошла, когда вертолет заходил на посадку в первом пункте маршрута. По воспоминаниям выживших пассажиров, о внештатной ситуации никто не сообщал.

— Началось снижение для посадки сквозь облако тумана. Туман был в виде молока, довольно плотный и густой. Просто началось плавное снижение на нормальных оборотах двигателя, закончившееся ударом о воду. После чего пошел крен на нос, мгновенно затопило борт, я увидел щель в задней рампе, открывшейся с помощью воды, и оттуда выплыли те, кто находился в задней части салона, — приводит Baza слова уцелевшего пассажира Георгия Кованцева.

«Меня подняло наверх»

Другой выживший пассажир — Виктор Стрелкин из Санкт-Петербурга — большую часть поездки спал. Мужчина понял, что что-то случилось, только тогда, когда вода хлынула ему в лицо. Проснувшись, по его словам, он не успел отстегнуть рядом сидящего пассажира — сына друга.

— Я отстегнул себя, меня подняло сразу наверх, где был какой-то кусок воздуха. Я успел вдохнуть, и все вокруг заполнилось водой. Куда-то нырять вниз? Вообще было непонятно. Я сидел на первом ряду, дверь в кабину пилотов была распахнута. Там был свет, фонарь был разбит. Меня что-то туда вытолкнуло. По моим ощущениям, глубина была уже 8–9 метров, — рассказал мужчина пресс-службе правительства Камчатского края.

Сам он занимается фридайвингом, и это помогло ему даже в сонном состоянии быстро сориентироваться. При всплытии видимость оказалась примерно 20 метров. Густой туман сохранялся и на поверхности воды, в которой барахтались те, кто также смог спастись.

Помощь, по словам Стрелкина, подоспела быстро — через пять минут людей уже подбирали две лодки. Сначала из воды вытащили пассажиров, а затем к группе прибились второй пилот, который смог выбраться сам, и бортмеханик в тяжелом состоянии с многочисленными переломами. Командира воздушного судна спасти не удалось — он ушел на дно озера вместе с вертолетом.

Чудесное спасение

Также на борту находился известный телеведущий Николай Коржаневский. Ему тоже удалось спастись. На своей странице в Facebook он написал, что сейчас «в полном порядке» и «ему очень повезло».

— Мы долетели за час до озера Курильское. Не видно было ничего, мы потеряли прилично высоту. Но снижение было контролируемым до последней минуты. Потом я буквально в трех метрах от себя увидел воду, и раздался удар. Я быстро сориентировался, отстегнул ремни и вышел через грузовой отсек, — сказал мужчина в интервью телеканалу «Россия 24».

Само спасение он называет чудесным. Катера подоспели очень быстро, порой глуша моторы и ориентируясь на крики. Вместе с тем Корженевский не понимает, почему в таких условиях КВС принял решение садиться, ведь картина перед глазами пассажиров и экипажа была примерно одной и той же — нулевая видимость.

Сложный регион

В причинах такого действия будут разбираться следователи и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Возбуждено уголовное дело. Как считает авиационный эксперт, полковник запаса Евгений Матвеев, летавший на вертолетах Ми-8, о стопроцентной вине командира воздушного судна в трагедии пока говорить рано.

— Камчатка — очень сложный регион в плане рельефа. Природно-климатические условия там тоже очень сложные. В туман, когда ничего не видно, сложная ориентация в пространственном положении ставит перед пилотом сложные задачи, и не всегда они могут с ними справиться. Я не могу однозначно сказать, что в этом вина летчиков, но если почитать дальневосточную прессу, то у КВС уже был инцидент, связанный с аварией, — пояснил специалист в беседе с «Вечерней Москвой».

Говорить о технической неисправности или конструктивных недостатках вертолета тоже преждевременно, поскольку до конца неизвестно, какие приборы там стояли и как они работали, уточняет он. В то же время, констатировал Матвеев, летчики привыкли летать в простых метеоусловиях. Известно, что вертолет проходил ремонт в 2020 году.

— У нас основной причиной аварийности вертолетов является потеря пространственного положения. Летит вертолет в простых условиях, потом они усложняются резко, и надо переключиться на приборы. Здесь нужен опыт полета по приборам. Насколько человек готов и насколько приборы соответствуют взаимодействию пилота и машины — в этом и лежит разгадка. Но мое мнение — это не чисто пилот виноват, а проблема взаимодействия человека с техникой при определении пространственного положения. Таких катастроф, к сожалению, много, — добавил собеседник «ВМ».

Потеря ориентации за 56 секунд

Чтобы избегать подобных происшествий, говорит вертолетчик, нужно активно тренироваться, ставить на воздушные суда нормальное приборное оборудование с обратной индикацией. Камчатка — сложный регион в плане пилотирования, и ошибку может допустить даже опытный летчик.

— Любой летчик может допустить ошибку. Потеря пространственного положения наступает через 56 секунд. У самого хорошего летчика в жизни это происходило, просто это не заканчивалось трагедией. Но он потерялся и нашелся. Здесь же выводы делать рано, — убежден Матвеев.

Традиционно в контексте авиакатастроф различные спикеры и журналисты обращают внимание на возраст техники.

Ми-8Т — рабочая лошадка

В данном случае вертолет был далеко не новым. Он был выпущен на Улан-Удэнском авиационном заводе 14 декабря 1984 года в модификации Ми-8Т — одной из самых распространенных в данном типе. За 36 лет своей эксплуатации им владели 235-й отдельный правительственный авиаотряд, управление гражданской авиации Центральных районов Министерства гражданской авиации СССР. Во времена современной России вертолет принадлежал «Камчатским авиалиниям» и компании «Витязь-Аэро», где свой путь и закончил.

— У нас 70 процентов налета в России в гражданской авиации на Ми-8Т. Это старая рабочая лошадка. С учетом экономического положения не факт, что разбившуюся машину после ремонта оснастили современным оборудованием. Раз мы летаем на таких вертолетах из прошлого поколения, они хорошие, спору нет, но время идет вперед — люди меняются, поколения меняются, пилоты меняются, операции взаимодействия с техникой меняются, — пояснил Матвеев.

Эксперт подчеркнул, что на Камчатке произошла тяжелая, сумасшедшая трагедия, тем более в ней погиб ребенок. Это недопустимо, тем более на туристическом рейсе, где должны быть соблюдены абсолютно все меры безопасности. Но, к сожалению, подобное происходит в нашей стране чуть ли не каждый год, заключил специалист.

Вертолет Ми-8, упавший в озеро Курильское, сейчас лежит на глубине более 100 метров. У спасателей пока нет возможности подобраться к нему и достать тела погибших. Однако в ближайшее время на место ЧП привезут необходимое оборудование. Жизни восьми спасшихся пассажиров и членов экипажа ничего не угрожает.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.