Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Зов Ктулху: 5 знаменитых экранизаций произведений Говарда Филлипса Лавкрафта

Развлечения
"Лавкрафтовский бум" грянул в середине 1950-х, когда изданные в одном томе лучшие вещи писателя за пару недель стали национальным бестселлером в США
«Лавкрафтовский бум» грянул в середине 1950-х, когда изданные в одном томе лучшие вещи писателя за пару недель стали национальным бестселлером в США / Фото: Fearnet.com
15 марта 1937 года ушёл из жизни основатель литературы "сверхъестественного ужаса" Говард Филлипс Лавкрафт.

Именно Лавкрафт создал современный жанр хоррора в том виде, каком он существует по сей день. Борхес считал его самым загадочным гением культуры ХХ века. Стивен Кинг назвал "тёмным и причудливым королём ужасов XX века" и никогда не скрывал, сколь многим ему обязан.

Лавкрафта принято считать завершающей персоной великой троицы классиков мистической американской литературы (первый и второй - Эдгар По и Амброуз Бирс). У всех трёх гениев судьбы во многом схожи – интенсивное творческое горение и ранняя смерть. Но, если По и Бирс получили определенное признание при жизни, то у Лавкрафта его не было. Он не опубликовал при жизни ни одной книги, но стал основателем целого жанра, кумиром как широких читательских масс, так и рафинированных интеллектуалов.

Родился Лавкрафт 20 августа 1890 года в штате Род-Айленд, в городке Провиденс – одном из самых мрачных мест Новой Англии. И не считая двух лет, проведенных в Нью-Йорке, прожил там всю свою недолгую жизнь. С детства он страдал от дурной наследственности. Его отец, торговец парфюмерией, попал в психиатрическую больницу, когда будущему писателю было два года. Мать тоже закончила свои дни в психиатрической лечебнице.

Впервые за перо будущий писатель взялся в семилетнем возрасте, когда стал сочинять рассказы на основе своих необыкновенно ярких сновидений (от подобной практики Лавкрафт не отказывался и в зрелые годы). В школе он увлёкся наукой, издавал рукописные журналы по астрономии, математике, химии. Первая художественная публикация, рассказ "Алхимик", датирована 1916 годом. Все свои шедевры Лавкрафт опубликовал в 1921-1936 годы в небольших журнальчиках мистического толка, большинство которых выходило мизерными тиражами и быстро прекращали своё существование. Писатель старался включиться в литературную жизнь Америки путём переписки с писателями и критиками - эпистолярное наследие Лавкрафта насчитывает свыше девяти тысяч писем! Но никакой известности за пределами родного Провиденса он так и не получил.

"Лавкрафтовский бум" грянул в середине 1950-х, когда изданные в одном томе лучшие вещи писателя за пару недель стали национальным бестселлером в США. Вскоре его книги были переведены на ведущие мировые языки, а Голливуд приступил к их экранизации. Крупнейшие авторитеты того времени - Борхес, Камю, Сартр, Хайдеггер и другие – были потрясены необычностью его идей. Лавкрафт показал, что рядом с обычным миром существует Иной Мир, полный зла, ужаса и смерти. Постоянно вторгаясь в индивидуальные жизни и судьбы, он в любой момент может хлынуть в земную жизнь безостановочным потоком и полностью уничтожить её.

Произведения писателя бесконечно разнообразны и многогранны. Одни относятся к классическому "чёрному неоромантизму", другие - к "викторианской" литературе ужасов. Одни представляют собой попытки научной фантастики, другие относятся к чистой мистике. Но в каждом из них живет гений писателя, проникшего причудливый мир "богов-демонов". Лавкрафт полагал, что сущности зла живут в глубинах океана, постоянно поддерживая связь со своими "агентами", которых особенно много в депрессивных исторических городах. Одним из центров такой связи он считал города Новой Англии.

Интеллектуалы всего мира обсуждали историко-философскую концепцию Лавкрафта. Согласно воззрениям писателя, человек – далеко не первая разумная раса, которая существовала на Земле. До человечества планету населяли сущности совершенно жуткого вида, воплощающие подлинно вселенское зло. По мнению Борхеса, наиболее жуткими и философско значимыми шедеврами Лавкрафта следует считать такие произведения, как "Зов Ктулху", "Цвет из иных миров", "Данвичский кошмар", "Шепчущий во тьме", "Морок над Инсмутом", "За гранью времён" и "Хребты безумия", а также запредельный стихотворный цикл "Грибы с Юггота".

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные экранизации произведений мастера ужасов.

"Умри, монстр, умри!" (режиссёр - Дэниел Хэллер, 1965)

В основу картины положен рассказ "Цвет из иных миров", написанный в марте 1927 года. Сам Лавкрафт считал его своим лучшим произведением. Основной приём рассказа - цвет, невиданный ранее для человечества (отсюда и название). Это отражает одну из главных идей Лавкрафта - наличие неких вещей за гранью людского понимания и ничтожность человеческих знаний о Вселенной. Американский учёный Стивен Рейнхарт приезжает в Англию в поместье семьи своей невесты Сьюзан Уитли. Никто из местных жителей не собирается подвести его до места назначения или обсуждать семью Уитли. Отправившись от станции пешком, по пути к поместью он замечает выжженный участок земли, в центре которого расположен гигантский кратер. Прибыв в дом невесты, Стивен замечает, что её отец Нейхем ведёт себя очень скрытно и настроен враждебно ко всем чужакам и к Стивену. В конце концов Уитли-старший требует его скорейшего отъезда. Во время ужина у их дворецкого Мервина случается сердечный приступ, но Нейхем просит Сьюзан и Стивена не волноваться и идти спать, заверив, что он сам позаботится о Мервине. Услышав странные звуки, Стивен спускается вниз и видит Нейхема, волокущего гроб в сад. Вскоре он замечает пепел в форме скелета, а затем странное свечение, исходящее из запертой оранжереи...

[OBJ Официальный трейлер фильма "Умри, монстр, умри!" (1965, на английском языке)]

"Извне" (режиссёр - Стюарт Гордон, 1986)

Фильм поставлен по мотивам рассказа "Из глубин мироздания" (1920). Ученый Преториус создаёт машину-резонатор для стимуляции "третьего глаза". Согласно его теории, человек, сам того не подозревая, сосуществует с другим невидимым миром, окружающим нас все время. Ключом для проникновения в этот параллельный мир является шишковидная железа - бездействующий орган в лобовой части. Вскоре учёным удаётся проникнуть в империю "шестого чувства" - вокруг себя они видят жутких и отвратительных тварей, скользящих в воздухе. Постепенно резонатор "сходит с ума", что приводит к цепи трагических и ужасающих последствий.

[OBJ Официальный трейлер фильма "Извне" (1986, на английском языке)]

"Дагон" (режиссёр - Стюарт Гордон, 2001)

Действие фильма, снятого по мотивам повести "Тень над Иннсмутом" (1931), начинается в старом рыбацком поселке Имбока. Днём он кажется совершенно пустым, но горе тем, кто окажется вблизи этого поселка ночью. Герои фильма, Пол и Барбара, после кораблекрушения попадают в загадочный посёлок. В первую же ночь на них начинают охотиться потомки морского бога по имени Дагон. На протяжении многих веков эти жуткие существа приносили мужчин в жертву, заживо сдирая с них кожу, а женщин превращали в своих наложниц. Теперь Полу и Барбаре приходится спасаться от невиданных существ, силы в которых вселяет сам дух моря...

[OBJ Официальный трейлер фильма "Дагон" (2001, на английском языке)]

"Зов Ктулху" (режиссёр - Эндрю Леман, 2005)

Рассказ "Зов Ктулху" (1926) считается одним из самых значительных в творчестве Лавкрафта. Повествование раскрывает перед читателями знаменитый миф о древнем божестве. Молодой человек проявляет интерес к неожиданно оставшимся ему в наследство от двоюродного деда старым записям и подшивкам газетных статей. Постепенно он втягивается в исследования, проводимые его дедом, и сталкивается с невероятными явлениями: жуткими обрядами, вызовами морских чудовищ и ритуальными убийствами. Сюжет картины максимально приближен к содержанию рассказа, что было по достоинству оценено почитателями писателя.

[OBJ Официальный трейлер фильма "Зов Ктулху" (2005, на английском языке)]

"Шепчущий во тьме" (режиссёр - Шон Брэнни, 2011)

Экранизация одноимённого фантастического рассказа, который Лавкрафт писал в период с февраля по сентябрь 1930 года. Впервые в нём упоминаются Ми-го - внеземная раса разумных грибов. Журнал Weird Tales, опубликовавший рассказ, выплатил писателю 350 долларов - это были самые большие деньги, которые он до этого зарабатывал за один рассказ. В центре сюжета фильма переписка двух учёных, один из которых, Генри Экли, ушёл из науки и жил в фамильном доме в Вермонте недалеко от Черной горы, а второй, Альберт Уилмарт, был преподавателем литературы Мискатонинского университета и занимался фольклором. В переписке говорилось о чудовищных пришельцах, живущих далеко в горах Вермонта и добывающих там минералы. Пришельцы не интересуются людьми, но они следят за ними, используя своих агентов среди людей. Внезапно характер посланий Экли кардинальным образом меняется. Он пишет, что встретился с инопланетными существами и выяснил, что это более чем миролюбивая раса. Более того, они научили его чудесам, не поддающимся воображению, и настоятельно призывает Уилмарта срочно приехать к нему...

[OBJ Официальный трейлер фильма "Шепчущий во тьме" (2011, на английском языке)]

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.