Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Леонид Нечаев: Сначала мы сами повисели на дереве

Развлечения
Леонид Нечаев: Сначала мы сами повисели на дереве

[b]Теперь даже трудно представить себе то счастливое время, когда почти треть всех фильмов у нас снималась для детей. Но все-таки общепризнанных кудесников знали все – их было всего трое: Роу, Птушко и Нечаев. Степень народной любви к ним не поддается описанию. Любого памятника этим людям было бы мало. Из гениальной троицы жив-здоров только Леонид Васильевич Нечаев.[/b][i]После того как его «Приключения Буратино» вышли на экран, режиссеру позвонил Евстигнеев и заявил: «Леня, я готов сыграть у тебя любую мышь». Нечаев снял его в фильме «Про Красную Шапочку». А еще он снял картины «Рыжий, честный, влюбленный», «Сказка о звездном мальчике», «Проданный смех», «Питер Пэн»...За границей с Нечаева сдували бы пылинки и одаряли бы миллионами на творчество. В нашей стране его простои в работе длятся по нескольку лет. Но Леонид Васильевич не унывает. И сейчас заканчивает работу над новой сказкой – «Дюймовочка». Говорят, от того, насколько она окажется успешной, во многом зависит, быть или не быть в нашей стране детскому кино. Нечаев, как всегда, не подведет. В новом фильме много сюрпризов. Достаточно назвать имена актеров: Мышь играет Ахеджакова, Жабу – Крючкова, Крота – Леонид Мозговой. А в главной роли занята Таня Василишена – дочка Ольги Кабо.[/i][b]– Леонид Васильевич, три года назад вы сокрушались, что государство совсем забыло о детском кино. Значит, с тех пор что-то изменилось?[/b]– А вы знаете, сколько фильмов вышло в последнее время?[b]– Ваш «Сверчок на печи» в 2001 году, и еще два-три режиссера что-то сняли.[/b]– Вот именно. Так что о степени заинтересованности властей судите сами. Я просто не знаю, почему до сих пор нет Национальной программы развития детского и юношеского кино. Глупо надеяться, что дядюшки из-за океана яростно начнут производить кино для нашей молодежи.[b]– А где-то об этой национальной программе уже говорилось?[/b]– Много сейчас твердят про развитие детского кино, но пока все это как в болоте. ([i]Сердито[/i]) В жабьем. Вот и «Дюймовочку» мы делаем три года. Хотя обычно, чтобы снять картину, нужно только девять месяцев. Но у нас не хватало финансирования: со стороны государства оно было частичное, а недостающую половину надо было найти самим. Это очень трудно, ведь кинопроизводство стало дорогое.[b]– Сейчас все берет истоки с поиска средств. А с чего начинал сниматься детский фильм в СССР?[/b]– С того, что в плане Госкино стояли принятые сценарии, на них давались денежки. Целиком. Все прекрасно понимали, что об окупаемости детского кино нет и речи. Сам билет на детский сеанс стоил 10 копеек, и не такая уж была огромная сеть проката. Хотя школьники прокату давали 80 процентов выручки. По три-четыре раза они смотрели каждую шедшую в кинотеатре картину – «до 16» она была, или нет.Естественно, в детском кинематографе существовали разные направления: патриотическая линия, сказочная, научно-популярные фильмы, приключения и фантастика... За их балансом строго следили кураторы. Само производство картин стоило гораздо дешевле. Работала Киностудия имени Горького и все национальные. Был огромный пласт производства телефильмов с большим процентом кино для детей.И покупали фильмы не так уж без разбора из наших дорогих соцстран – Польши, Германии, Чехословакии. Все потому, что у нас действовала Студия зарубежного обмена – очень полезная организация. Но опять же – там работали люди заинтересованные и компетентные. А сейчас столько непрофессионалов в разных комиссиях! Вот теперь говорят: хорошо бы сделать детский фильм на военно-патриотическую тему. Понимаете, не про доброе и вечное, а хоть что-то воспитательное. Да и это хорошо, а то мы скоро совсем забудем, где живем.[b]– Вам не нравятся детские фильмы, которые сейчас привозят из-за рубежа?[/b]– Я не так уж много и смотрю, но мультики, телепередачи оставляют желать лучшего. Сама культура подачи жуткая. Надо ведь понимать, что мы – народ немножко другой, чем на Востоке или в Штатах. Я часто сижу в жюри разных фестивалей, привозят такой кошмар – китайские и японские мультипликационные фильмы. Дети просто не могут их воспринимать. А мы покупаем.У нас ведь испокон века нет пророка в своем отечестве. Зарубежное, какая бы дрянь ни была, все лучше, чем наше – думают «они». ([i]Вздыхает[/i]). «Они» наверху так думают...[b]– А как вам «Гарри Поттер»?[/b]– А я не знаю, что там может нравиться. Это набор трюков. Сейчас за рубежом многое вообще сводится ко временам зарождения кино. Тогда существовали киноаттракционы, смешные и трюковые эпизоды, никак не подкрепленные драматургией. Конечно, я не перечеркиваю все зарубежное кинопроизводство. Многие картины сделаны красиво, технично, умно. Но все-таки если мы будем надеяться на чужого дядю, нам хана.Заметьте: раньше ужасно трудно было посмотреть какой-нибудь зарубежный фильм. А теперь свобода: не успевает в Америке выйти – его уже у нас показывают! Вы думаете, мы у них там воруем? Фигушки! Они сами нам сюда их бросают, причем в огромном количестве. ([i]Снова вздыхает[/i].) Да что мне про это говорить, мне бы заниматься своим делом: дайте делать в год одну картину, я не прошу две. Можно даже через год, если фильмы будут музыкальные – они ведь труднее по производству.[b]– Вы сами как стали детским режиссером?[/b]– Это история сложная. Я родился до Великой Отечественной, война – это мое детство. В то время фильмы бегали смотреть в кинотеатры. Вот моему сыну сейчас два года, а он уже все мультики знает. А тогда их и не видели...В школьные годы занимался в театральной студии во Дворце пионеров. Мой педагог Евгения Васильевна Галкина как-то очень здорово работала с нами, увлеченно. Я видел, какое удовольствие она получает от работы. Мы все в нее были влюблены.[b]– Она была молодая?[/b]– Довольно-таки… Да что вы, воспылать можно не только к молодым. Вот я был влюблен в Рину Васильевну Зеленую, и мне никто ничего не говорил. А моя жена сейчас любит меня, у нас тоже разница великая… Ну да речь не об этом. После школы я поступил во ВГИК, почему-то на актерский. А уже потом стал снимать телефильмы, программы разные – и все с детьми. Отчего они ко мне липнут – не знаю.Понимаете, не будет детского кино – и взрослых зрителей не будет. Если человек книжки с детства читает – они становятся частью его жизни. Так же и с фильмами.[b]– Но у нас сейчас дети и взрослое кино смотрят. Хотят повзрослеть побыстрее.[/b]– Да не надо им рано взрослеть. У меня в «Питере Пэне» в одной песне есть строчка: «Не спешите, дети, вырастать, пусть помедленнее старятся родители».[b]– Вы прославились после «Приключений Буратино», а ведь это был всего второй ваш полнометражный фильм. Как удалось собрать в нем такой звездный состав?[/b]– А в то время народ бы проще и добрее. И никто никогда не гнался за большими гонорарами. Этуш, Басов, Зеленая, Быков, Гринько работали почти бесплатно. Прямо скажем, за удовольствие. Когда сейчас слышу, какие гонорары получают наши мнимые звезды, у меня волосы дыбом встают! Раньше у самого большого артиста была ставка 54 рубля за съемочный день. А у особо народных и заслуженных 72 – но это уже была такая высота! И снимались они быстро и радостно.[b]– Но все-таки почему мэтры отечественного кино согласились с вами сотрудничать?[/b]– Их манило уже то, что я делаю сказку. Да и кое-кто из них изголодался по работе вообще. Когда я позвонил Рине Зеленой, она до этого не снималась чуть ли не 15 лет.[b]– Звезды не боялись встречи со школьниками на съемочной площадке?[/b]– Тогда вообще не было такого слова – звезды. Не то, что сейчас: помелькал в трех картинах или спел дурацкую песенку, и уже – звезда! Все люди разные. Один снимается и думает: «Ох уж эти дети, скорее бы все закончилось!» А другой: «Какое счастье работать с детьми!», и видно, как такой актер весь светится изнутри. Вот Леонид Павлович Мозговой в «Дюймовочке» так помогал нашей Танечке! Эмоции из нее вытаскивал взглядом. Это очень важно, и для нее, и для него.[b]– То есть от работы с детьми получаешь отдачу?[/b]– Конечно![b]– В чем с малышами труднее, а в чем проще, чем со взрослыми актерами?[/b]– Для работы с ребятней надо иметь доброе терпение. Быть готовым ко всяким неожиданностям вроде детских болезней. Ведь взрослый и с температурой на площадку выйдет – с малышом этот фокус не пройдет. А ведь кинопроизводство останавливать никто не собирается.А что за напасть их зубы! В «Дюймовочке» мы надеялись, что у одной артистки вырастут коренные, а они взяли и остановились в росте. Сделали протезы – и появилась какаято голливудская дива, а ребенок пропал! И Мальвине мы зуб наращивали, а он вдруг потом сам по себе начал расти. Получилось, что один клычок выпирает, как у Бабы-яги. Это было нечто![b]– С детьми бывают тупиковые ситуации, когда они не хотят слушаться и все?[/b]– Не помню такого.[b]– А с родителями маленьких артистов на съемках трудно приходится?[/b]– Смотря какие взрослые. Есть такие, которые дитя продадут с потрохами. Может, он и не подходит, да и не очень-то жаждет сниматься, а они его везде суют! Бывает и наоборот: ребенок сам хочет работать, нам понравился, а взрослые ему говорят: да брось ты, зачем все это? А мы ведь еще и в экспедиции с ними ездим... Тяжело. Хотя в большинстве случаев родители «за», а если им некогда – всегда находятся бабушки-дедушки, тети-моти какие-то.[b]– Иногда съемочная площадка превращается в зону повышенного риска. Родители за детей не боятся?[/b]– В работе над «Питером Пэном» все висели на деревьях, летали и падали, лазали по горам. И никто из мампап не возражал. И в «Дюймовочке», когда у Таниной дублерши не получился сложный трюк (надо было, пятясь задом, неожиданно угодить в яму – нору Крота, а девочка все косила глазом назад – боялась), наша Танечка сделала все сама с одного дубля.А вот на съемках «Приключений Буратино» мама исполнителя главной роли Димки Иосифова долго не разрешала подвесить его вниз головой. Помните сцену, когда Лиса Алиса и Кот Базилио проделывают это с Буратино? Мы нашли в поселке под Ай-Петри старое корявое дерево. На сучке повисели все подряд – сначала я один, потом вдвоем с оператором, потом втроем с директором. Но мама ни в какую: «Что вы, Дима упадет головой вниз, будет перелом позвоночника!» А время между тем к закату. Я мальчику говорю: «Притворись, что есть хочешь». Он заныл, и родительница растерялась: «Где же я здесь магазин буду искать?» Я предложил свою машину. Как только она скрылась из виду, Буратино тут же и подвесили.Солнце уже сместилось, и пришлось кадр иначе строить, технику переставлять. А Дима висит. И просит: «Дядя Леня, давайте скорей, а то у меня уже глаза затекли!» Зато потом хохотал, когда мы маме об этой сцене все рассказывали.В том же фильме был другой момент потрясающий, когда Карабас со своими куклами ехал в карете. Предполагалось, что она самоходная. Так что ее никто не вез – экипаж катился по улице Ялты вниз под уклоном 45 градусов. Сзади мы его поддерживали на канате, а впереди для страховки положили шпалы. И вдруг на повороте отваливается переднее колесо, и карета с детьми кренится набок. У меня волосы дыбом. А рядом стоит папа Тани Проценко – Мальвины, между прочим, председатель Госкино (мы, правда, узнали, кто отец актрисы, только когда она пробы прошла). Ну что сказать? Отделалась съемочная группа нелегким испугом. Когда обнаружилось, что все хорошо, Танин папа – царство ему небесное! – ко мне подходит и говорит тихонечко: «Пойдем, выпьем!»[b]– Правда, что «Приключения Буратино» изначально задумывались как мультяшка?[/b]– Да, пятисерийный мультфильм. Мне предложили снять его в объединении «Экран». Я взял сценарий, почитал, вырвал несколько страничек и написал: «Двухсерийный художественный фильм для детей». А потом поехал на Минскую киностудию, где снимал свою первую картину. Даю сценарий начальнику и говорю: «В Москве просили, чтобы вы поставили это в план!» Месяца через четыре фильм утвердили. Раньше проще все было между людьми.[b]– Многие ваши фильмы музыкальные. Скажите, есть диски и аудиокассеты с песнями из них?[/b]– Повсюду! Энтин издает свой сборник, ставит работы, которые он с Крылатовым сочинил. Крылатов делает то же самое. Работал я и с Дербеневым – это был величайший поэтпесенник. В каждой строчке – мысль, все трогательно, лихо, профессионально. Когда он умер, я даже одно время думал, что не буду снимать кино. И с ужасом вспоминаю, как мне пришлось сотрудничать с Булатом Шалвовичем Окуджавой. Был момент, когда я сдуру пришел к нему и попросил написать что-нибудь для «Приключений Буратино». Он тогда жил в маленькой двухкомнатной квартирке, заваленной булатными ножами. Мы заключили договор. Срок истекает, я ему звоню, а мне говорят: «А он в Дубултах, в Доме творчества». «Ничего себе, – думаю, – он же мне должен стихи выдавать!» И поехал в Юрмалу. Попросил, чтобы меня поселили в соседней с ним комнате, а в столовой посадили за одним столом. Он так удивился, когда меня увидел! Я спрашиваю: «Ну что, написали?» Он: «Не идет!» – «Должно пойти!» Денька четыре я там жил, каждое утро ему в стеночку постукивал. И вдруг как-то вечером смотрю – сидит с гитарой в холле и поет: «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам!» А потом разошелся и написал все песни. Довольно быстро. Самое страшное, что от большинства из них мне пришлось отказаться: слишком уж они были мощные и философские. Жутковатые. Он очень обиделся на меня. И на Лешку Рыбникова, который музыку песен переиначил. Потом уже я Энтина просил что-то дописать.Скольких людей сейчас кормят песни из моих картин – надо еще посчитать. А мне «Буратино», кроме моих законных постановочных, не принес ничего.[b]– А к фильму «Дюймовочка» кто песни написал и кто их исполняет?[/b]– Авторы все те же: Энтин и Крылатов. Из актеров Крючкова и Мозговой пели сами, а вот Лия Ахеджакова отказалась.[b]– Чего только я не читала о том, как вы нашли Танечку Василишену! «Повинна» ли как-нибудь в этом ее мама – Ольга Кабо?[/b]– Я Таню до съемок видел два раза. Сначала – пятилетнюю – на фестивале. Потом – уже чуть постарше – на другом фестивале, президентом которого была Кабо. Танька сидела в первом ряду в пышном платье и почти не дышала – ей надо было идти на сцену, они с мамой выступали вместе. Оля не хотела дочку отдавать на съемки. Да и мы тоже боялись – вдруг что-то не выйдет с девочкой? Актерские семьи – тонкая штука... Почему-то многие артисты считают, что у них и дети должны быть актерами. Чаще всего заблуждаются.Вот мой сын Лешечка сниматься отказался, за что я его глубоко уважаю. Эльфийскую тунику принял за девчачье платье и примерить на себя не позволил. А ему уже и сандалики позолотили. Я спрашиваю: «Красивые?» – «Красивые!» – «Наденешь?»– «Нет!» Так его карьера ([i]печально шмыгает носом[/i]) закончилась, не начавшись.[b]– А других своих детей вы в фильмах снимали?[/b]– Практически во всех фильмах в небольших ролях и эпизодах задействовал Настю. Она у меня как талисманчик. В «Красной шапочке» в люльке качалась, в «Проданном смехе» играла рыжую Марику. Сейчас Настя работает в Минске на телевидении. А вот с другими дочерьми как-то не получилось. Варю в «Буратино» снял, да и вырезал, только нога ее видна. Уля вообще на меня обижается: «Почему ты, папа, меня не снимаешь?..»[b]– Вы общаетесь с вашими уже повзрослевшими актерами?[/b]– Да.[b]– А с сестрами Кутеповами, нынешними «фоменками», которые в детстве играли в «Рыжем, честном, влюбленном»?[/b]– Давно их не слышал. Мне самому как-то неудобно надоедать: у них свои дела. Артисты ведь всегда думают, что если ты звонишь, то чтобы попросить контрамарку... Хотя вот Денис Зайцев (главная роль в «Рыжем, честном, влюбленном», сейчас актер Театра комедии. – Ред.), как-то звонит мне и говорит: «Папа Леня, приходите ко мне на спектакль «Тень», мы в Москву на гастроли приезжаем». Я прихожу, а он – в главной роли. Красавец! А ведь когда на съемках у меня только появился, у него во рту такая каша была, сам весь зажатый какой-то. Катя Васильева его тогда увидала и говорит: «О! Жертва!»…[b]– Вы не хотите передать свой опыт молодым режиссерам?[/b]– Как-то во время большого простойного периода мне позвонили из Института телевидения и радиовещания и предложили у них преподавать. Дали подготовительный курс. Но платный. Позанимался я с ним два месяца и бежал опрометью![b]– Почему?[/b]– Потому что гады! Они думают, если заплатили денежки, значит, ты приходи и учи, а они будут сидеть с пивком. Но ведь и от них должна быть какая-то отдача! В кинематографе нет процесса обучения в принципе, есть процесс бесед. Потому что прежде чем овладевать какими-то техническими основами, например, монтажом, нужно понять, можешь ли ты вообще существовать в этой профессии.Ненавижу принцип платного образования в творческих вузах. В мое время там только и слышалось: «Профнепригоден!» И выгоняли не только с первого и со второго, но даже с третьего курса.[b]– У вас такие пессимистические настроения… Но хоть в чем-то дела в отечественном кино сейчас лучше?[/b]– Появилась возможность снимать быстрее, чем мы это делали раньше. И без ущерба для кассы. За счет новой техники, новых технологий, прекрасных пленок. Так что кинопроизводство шагнуло вперед, в том числе и у нас.[b]– Как это отразилось в «Дюймовочке»?[/b]– Вся картина снята в павильоне «Мосфильма», но у нас там есть натура: болото замечательное, прекрасные живые фоны; будет идти снег, дождь, садиться солнце. И все это очень цветастое при помощи всяких компьютерных штучек.[b]– Я читала про сложную технологию полетов в вашем новом фильме. Но ведь и в «Питере Пэне» больше десяти лет назад у вас персонажи тоже летали, и как здорово![/b]– Да, я сам их на веревочке раскручивал. Сейчас как? Ниточку – вжик! – и убрали на компьютере. А тогда нужно было сделать так, чтобы ее не было видно. До сих пор никто не может понять, как у меня передвигалась в воздухе фея Динь-Динь. Голь на выдумки хитра. Когда я в Минске просил дополнительных денег на эту картину, моя начальница говорила: «Нечаеву не давать, никогда! Чем меньше у него денег, тем больше выдумки!»[b]– Для меня ваш «Питер» лучше всех американских.[/b]– Спасибо. Знаете, как-то в перерывах между съемками этого фильма лежим мы на пляже в городе Батуми. И мне приносит моя монтажница журнал, а в нем интервью со Спилбергом. Он рассказывает, что он начал снимать фильм «Питер Пэн», но инвесторы надули: вместо 60 миллионов дали 40, и вот теперь ему срочно нужно найти недостающие 20, чтобы продолжить работу. Мы хохотали весь день: у нас на съемки двухсерийной картины было всего 365 тысяч рублей.[b]На илл.: [i]Жабик (Дима Карандин) притомился от учебы. Жениться куда веселее.[/b][/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.