Леонид Кострома: Москва развивает транспорт за счет инвесторов
ЭКСКЛЮЗИВ «ВМ»
Директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома рассказал «ВМ» о получивших развитие в прошлом году крупных столичных инвестпроектах, которые призваны улучшить транспортную доступность горожан.
— Леонид Валерьевич, под конец прошлого года мы узнали, что канатной дороге на севере столицы все-таки быть. Причем появится она не за бюджетный счет, а на средства инвестора. Расскажите, кто ее построит и когда?
— В конце 2019 года мы подвели итоги конкурса по строительству и последующей эксплуатации канатной дороги между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Победителем был признан консорциум, который уже зарекомендовал себя при реализации проекта по строительству канатки на Воробьевых горах и в составе которого — швейцарский производитель канатных дорог Bartholet.
ООО «Московские канатные дороги» построит объект на условиях концессии. Она не предполагает затрат бюджета города на создание канатки. Концессионер вложит в строительство более трех миллиардов рублей. С момента ввода в эксплуатацию объект будет принадлежать Москве на правах собственности.
Предположительно, строительство канатной дороги над Химкинским водохранилищем протяженностью 2,3 километра займет два с половиной года. Таким образом, новый вид общественного транспорта может быть запущен к 2023 году.
— А по каким критериям определили инвестора?
— В конкурсе на право концессии, помимо победителя, принимал также участие консорциум, объединяющий французского производителя POMA SAS, ООО «Национальные канатные дороги» — дочернюю компанию POMA, ИК «Регион» — одну из крупнейших в России частных инвестиционных групп.
Победитель конкурса был определен на основании ряда критериев, в числе которых, например, наличие кондиционеров в кабинах, частота движения, количество в году бесплатных дней работы. Изначально ко всем претендентам на участие в конкурсе предъявлялись требования по наличию финансовых ресурсов и опыта реализации подобных проектов.
— На каком этапе сейчас находится проект?
— На сегодняшний день мы подписали с победителем конкурса концессионное соглашение на 25 лет. Кроме того, уже начата предварительная проработка градостроительной документации для будущей канатной дороги.
— Все-таки пассажиропоток на канатной дороге несопоставим с существующими видами транспорта: кабинки вмещают гораздо меньше людей, чем вагоны метро или автобусы. Почему выбор пал на строительство именно канатки, есть ли у нее какие-то преимущества перед другим транспортом?
— Разумеется, гондольные канатные дороги не настолько вместительны, как вагоны метро, но они могут стать эффективным дополнением к уже существующей транспортной системе. Чаще всего канатки можно встретить на горнолыжных курортах, однако во многих городах мира, в том числе мегаполисах, они давно стали полноценным и востребованным городским транспортом — например, в Сингапуре, Анкаре, боливийском Ла-Пасе.
Канатные дороги имеют ряд преимуществ, среди которых экологичность, бесшумность, короткие сроки строительства и низкие эксплуатационные расходы, незначительные энергетические затраты, высокая степень автономности, бесперебойность работы и короткие интервалы прибытия кабинок, возможность интеграции с другими видами городского транспорта. Кроме того, для строительства канатных дорог необходимо гораздо меньше земли, чем для автодорог или рельсов для наземного общественного транспорта: возведение опор не требует масштабного освобождения территорий и позволяет сохранить в целости зеленые зоны.
Что касается московской канатной дороги над Химкинским водохранилищем, то здесь действительно есть потребность в транспортной связи между районами Левобережный, Северное Тушино и Южное Тушино, разделенными естественной водной преградой. Сейчас путь от станции метро «Сходненская» до «Речного вокзала» занимает около 45 минут. Автомобильный маршрут между районами проходит по Ленинградскому шоссе — одной из самых загруженных магистралей столицы. А канатная дорога свяжет локации по прямой, то есть кратчайшим образом, и сократит тем самым время пассажиров в пути до семи минут. Помимо этого, канатка разгрузит общественный транспорт и улично-дорожную сеть.
По нашим прогнозам, пассажиропоток на новой канатной дороге составит до 19 тысяч человек в сутки. При этом канатка будет способна перевозить до 60 тысяч пассажиров в сутки.
— Проезд сможем оплачивать «Тройкой»?
— Да, канатная дорога будет интегрирована в городскую транспортную сеть, следовательно, оплачивать проезд можно будет картой «Тройка». Цена регулярной поездки не должна превысить цену разовой поездки в метро.
— Еще один крупный инфраструктурный проект, в который вы активно привлекаете инвестиции, — это строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Каких результатов удалось достичь здесь к настоящему моменту?
— Действительно, инвесторы принимают активное участие в проекте по созданию транспортно-пересадочных узлов на строящихся линиях и существующих станциях метрополитена и Московского центрального кольца.
Хабы помогают распределять поток пассажиров между разными видами транспорта и направлениями движения и позволяют оптимизировать процесс перевозки пассажиров. При этом ТПУ не только объединяют различные виды транспорта, но и являются общественными пространствами, обеспечивают прилегающий район необходимой инфраструктурой: магазинами, офисами, парковками, социальными объектами, апартаментами и т. п.
При создании пересадочных узлов предусматриваются технологическая и коммерческая зоны. Первая после окончания строительства передается городу, а за счет реализации коммерческих объектов осуществляется окупаемость средств, которые вложили инвесторы.
На сегодняшний день пройдены процедуры утверждения границ проектов планировки территории, просчитаны экономические показатели большинства ТПУ, планируемых к строительству. Прошли конкурсы по продаже долей в уставных капиталах 20 пересадочных узлов, которые определили застройщиков следующих хабов: Ботанический сад, Селигерская, Рассказовка, Лефортово, Технопарк, Павелецкая, Фонвизинская, Парк Победы, Пятницкое шоссе, Дмитровская, Ховрино, Тропарево, Люблино, Хорошевская, Профсоюзная (участок 1), Бульвар Дмитрия Донского, Нагатинская, Пятницкое шоссе 3, Некрасовка, Пятницкое шоссе 2. Объем частных инвестиций в них оценивается в 135,2 миллиарда рублей. В рамках реализации перечисленных проектов инвесторами должно быть построено порядка 1,8 миллиона квадратных метров недвижимости.
Всего планируется возведение 251 ТПУ, 150 из них — капитальные. Градостроительный потенциал всех хабов составляет около девяти миллионов «квадратов». По нашим прогнозам, вложения инвесторов в строительство ТПУ в итоге превысят 700 миллиардов рублей.
Читайте также: Сергей Собянин рассказал о планах по развитию МЦД