Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Всем выйти из спячки: кадровый эксперт Варакин — о новых возможностях на рынке труда

Общество
Всем выйти из спячки: кадровый эксперт Варакин — о новых возможностях на рынке труда
Кадровый эксперт Илья Варакин уверен, что любой кризис — это время возможностей / Фото: Екатерина Алексеева / Вечерняя Москва

Шторм на рынке труда, связанный с мобилизацией и уходом иностранных компаний, закончился. Большинство компаний определили для себя стратегии жизни в сложившихся условиях. Как это повлияет на нас: стоит ли срочно проходить IT-курсы, в каких сферах будет рост и повышение зарплат, а куда, наоборот, лучше не вторгаться — мы выяснили у кадрового эксперта и владельца кадрового агентства Ильи Варакина.

За двадцать лет Илья Варакин провел более 15 тысяч собеседований и помог трудоустроиться более 1500 специалистам, не считая сотрудников на массовые позиции. В качестве хантера он прошел кризисы 2008 года, обвалившего рубль, и 2014 года, обвалившего цены на нефть из-за первой волны санкций, коронакризис 2020 года, а сейчас помогает адаптироваться к кризису, связанному с началом СВО. О чем нужно знать, если вы задумались о смене работы в этом году, директор кадрового агентства подробно рассказал «ВМ».

— Илья, испытывает ли сфера IT сейчас нехватку специалистов из-за релокации сотрудников компаний?

Специалистов и хватает, и не хватает. СВО не повлияла на IT-сферу в целом, потому что компании научились работать с айтишниками на удаленке. Сегодня нормальной практикой считается, когда 50 процентов всех сотрудников находятся не в офисе. Все крупные игроки, которым я подбираю людей, требуют присутствия в офисе только для определенных областей IT, вроде системных администраторов или специалистов по информационной безопасности. И для работодателя не имеет значения, где находятся сотрудники — в Грузии, Армении или еще где-то.

А вот что действительно сильно влияет сейчас на рынок — это появление нейронных сетей ChatGPT и Midjourney. Они настолько сильно замещают труд рядовых программистов, аналитиков, тестировщиков, дизайнеров и копирайтеров, что в США уже сократилось порядка четверти всех рабочих мест в этой сфере. После оптимизации рабочих мест в крупнейших компаниях на рынок вышло огромное количество специалистов — как русских, так и из других стран. Поэтому сейчас сфера IT будет иметь в определенных областях даже переизбыток сотрудников, соответственно, их зарплата немного снизится. Но это временно, потому что рынок IT очень быстро перестраивается: выйдут новые стартапы, которые привлекут новые инвестиции, и опять айтишников будет не хватать.

Таким образом, перманентная нехватка айтишников — это тренд на ближайшие десятилетия.

Нейросеть выходит на тропу IT

— А в каких сферах IT сейчас самый большой рост и зарплаты?

— Я не ошибусь, если скажу, что во всех. Но самый сильный рост сейчас в области развития нейронных сетей и искусственного интеллекта.

Нейронная сеть Midjourney научилась очень красиво рисовать по текстовому запросу, и половина дизайнеров стала не нужна. А с появлением ChatGPT оказалось, что и сценаристы, и даже программисты для простейших задач теперь тоже не нужны.

Туда будут требоваться специалисты Data Sciense — то есть люди, изучающие данные и тренирующие нейронные сети, направляя их в нужную сторону для бизнес-задач.

— Могут ли отменить дистанционную работу из-за ситуации в мире?

— Это уже невозможно. Мы перешли порог, когда все можно было вернуть назад. А сейчас это как попытка вернуть шестидневную рабочую неделю. Люди к этому не готовы. Вообще, дистанционка неудобна только для некоторых областей, где нужно физическое присутствие. К примеру, продавец должен быть в магазине, строитель — на стройке, а хирург — на операции. Никакое дистанционное управление роботом-хирургом не отменит необходимость присутствия человека рядом с пациентом. А многие творческие и умственные профессии вполне могут совмещаться с удаленкой.

Кроме того, работа в офисе часто бывает менее эффективна, чем работа на удаленке, потому что сотрудник тратит огромное количество средств самого офиса и отвлекает коллег от работы. А на удаленке люди могут взять два-три проекта одновременно, оставаясь при этом эффективными. Немаловажно, что их зарплата состоит из гонораров за разные проекты, поэтому они готовы на меньшую оплату на текущей позиции. То есть программист 1C в офисе будет стоить 150 тысяч, а на удаленке — уже 90, хотя качество работы будет точно такое же.

— Действительно ли сейчас на собеседование все чаще зовут женщин из-за риска мобилизации мужчин?

Вся кадровая отрасль, включая нас, стрессовала первые три месяца после объявления мобилизации. Мы прикидывали, какие позиции стоит отдать девушкам. Но со временем мы разобрались с тем, как идет процесс набора. К примеру, мы поняли, как работают механизмы бронирования людей, что делать, если вдруг нужный нам человек попадает под призыв, как нужно вести работу с этим человеком, какой резерв подобных кадров нужно иметь, и успокоились. Сейчас перед нами стоит задача создать резерв людей, которые заменят сотрудника, если он потребуется родине.

Время мудрых

— Может, и женщинам теперь будут платить столько же, сколько их коллегам мужского пола?

Я не хочу задеть ваши чувства, но у нас нет ущемления зарплат по полу. У нас есть оплата по способностям и бизнес-результатам. Если вы четко понимаете, какой результат приносите, и умеете правильно об этом сообщать, то и зарплата у вас будет соответствующая. К примеру, я знаю, что могу обеспечить привлечение ресурсов в полтора раза дешевле, чем обычный эйчар (кадровик). При этом людей я привлеку в два раза больше. Поэтому и зарплату я прошу в полтора раза больше, чем другой кадровик. Об этом я докладываю на собеседовании при устройстве на работу. И если каждый из моих потенциальных сотрудников будет говорить, зачем он нужен компании, сколько он денег может принести и на какое вознаграждение он рассчитывает, то у него не будет проблем с зарплатой. Но, к сожалению, нас этому не учат, поэтому большая часть людей продает себя плохо.

С точки зрения ущемления по женскому или мужскому началу я могу привести много примеров отраслей, где женщины зарабатывают больше. Действительно, бывает, когда на управленческие позиции не пускают женщин из-за желания генерального директора. Ну вот проще генеральному директору, если рядом с ним будет мужик находиться, ему так понятнее. Но это не гендерный стереотип, это его право выбора. На другой позиции он хочет видеть женщину. На место главного бухгалтера всегда ищут женщин. Я двадцать лет занимаюсь подбором персонала, и мужчин-главбухов от силы видел раза три.

Чаше всего там, где нужен быстрый одноразовый результат, берут мужчин, а там, где важен долгий стабильный процесс с понятным результатом, — больше привлекаются женщины.

— Действительно ли, что в ближайшее время рынок труда может стать более возрастным и кандидаты зрелого возраста станут наконец востребованы?

Из-за демографического кризиса сейчас на рынок приходит меньше людей, чем приходило еще 10 лет назад. Выбор среди новичков ограничен и отягощается нежеланием многих из них идти работать в офис: они сразу начинают работать как фрилансеры. Выросло целое поколение, которое ни разу не работало в офисе. При этом они неплохо зарабатывают на удаленке, поэтому не мыслят себе другой вид работы. В то время как зрелые бизнесы с жестким регламентом и предписаниями продолжают испытывать потребность в штатных сотрудниках. Поэтому их возраст будет увеличиваться.

— Сейчас на рынке труда текучка кадров есть или она остановилась?

Текучка никогда не останавливалась, потому что она связана с бизнес-процессами внутри компании. Иногда она специально заложена. То есть бизнес-расчет в «травматических» областях, где человек выгорает очень быстро, закладывает замену сотрудников каждые полгода. При этом текучка уменьшается, когда рынок беднеет. Например, в какие-то месяцы мы не могли привлекать рабочую силу из-за рубежа. Пандемия, скачки доллара мешали уехавшим сотрудникам вернуться назад. И приходилось поджимать текучку, удерживать персонал на массовых вакансиях. А потом ситуация нормализовалось и текучка возобновилась.

— А в каких областях люди чаще всего перегорают?

Это любые массовые области: общепит, доставка еды, таксисты. Все массовые области — это области с быстрым выгоранием.

Смышленые ребята всегда в цене

Считается, что сейчас уровень безработицы в России находится на исторических минимумах и колеблется в пределах 4 процентов. С чем это связано?

Безработица — это статистическое понятие, у которого нет четкой взаимосвязи с количеством людей, которые находятся сейчас в поиске работы. Мы узнаем, что человек в поиске работы, если он, во-первых, встанет на биржу труда (это делает минимальное количество людей в нашей стране). А во-вторых, он выставляет резюме. Но не все люди ищут свою работу через резюме.

Дело в том, что в статистику безработицы раньше попадали люди без официального оформления. Но с появлением понятия «самозанятость» огромное количество людей вышли из тени серой работы и задекларировали, чем зарабатывают на хлеб, оформившись через ГПХ по самозанятости. Например, толпы курьеров и таксистов нигде не оформлены официально, однако они работают и теперь не попадают в статистику безработных.

Кроме них, из статистики безработицы ушли инвесторы — люди, получающие доход на свои капиталы, которые раньше тоже считались безработными. Одновременно с этим появилась удаленная работа, дающая возможность работать неофициально. Все это способствовало тому, что статистика очистилась от части людей, которых раньше считали безработными. Ну и потом есть особенности, связанные с подбором персонала. За 20 лет у меня есть огромное количество вакансий, на которые часто я не могу найти человека. То есть вакансия есть, а человека нет…

— А что это за вакансии?

Например, помощники бизнесмена. Предпринимателям нужен хороший шустрый сотрудник, который будет на связи круглосуточно 24 на 7. Основные требования к нему: умение думать, прежде чем совершать какие-то действия, и готовность отвечать за ресурсы. Такие смышленые ребята всегда в цене, но их на рынке мало. Зато на рынке есть масса людей, которые не хотят работать много. Вот им тяжело трудоустроиться. Мы их называем «бюджетниками»: это люди, которые хотят сидеть на чьем-то бюджете и при этом не сильно напрягаться. Им хочется на рыбалочку сходить, домашними делами позаниматься, а не работать после шести. «Бюджетники» не откликаются на новые вакансии, если понимают, что там надо пахать. Поэтому безработицы у нас нет, работы много. Другое дело, что работа подходит не всем людям, а люди не на всю работу подходят.

— Какие специалисты сейчас нужны на рынке?

Можно долго перечислять: это и специалисты с опытом в области импортозамещения, специалисты в сферах логистики альтернативных маршрутов, автоматизации бизнес-процессов, игровых, онлайн-образования и много чего еще.

Но главное не сфера или опыт, а личностные качества самого человека.

Ведь многие отрасли очень сильно поменялись. Взять хотя бы нашу кадровую сферу. За последние три года произошли сотни изменений, поэтому сейчас в стране нет ни одного кадровика, который был бы на 100 процентов компетентен. Поэтому в период, когда все быстро меняется, ценней всего становятся гибкие люди. Нужны не специалисты с «хард скиллами» — большими знаниями и опытом, — а сотрудники с «софт скиллами», которые можно применить прямо сейчас. То есть всем нужны гибкие предприимчивые люди, быстро усваивающие новые веяния и имеющие смелость их тестировать. К примеру, раньше очень сложно было с одной работы перейти на другую. Человек боялся, не знал, сложится ли у него там или нет. А сейчас выросло целое поколение, которое за пять лет легко меняет больше трех областей применения. И в каждой новой области они не просто «штаны просиживают», а по-настоящему выкладываются. Им интересно приложить усилия и посмотреть, что из этого получится. И те, у кого все хорошо с соображалкой и есть успешный опыт, получают максимально хорошие предложения.

От развлечений в маркетплейсы

— От санкций сильно пострадала индустрия развлечений, особенно кинотеатры. Что бы вы посоветовали людям из этой сферы, которые потеряли работу?

— Индустрия развлечений — массовая область. Поэтому люди, работавшие там, привыкли к частой смене работы. В основном это временный персонал, привлекающийся на лето и новогодние праздники.

Таким людям можно посоветовать найти интересные для себя области, пройти несколько курсов онлайн и посмотреть, насколько им интересна будет новая профессия. Главное — не бояться, потому что во многих сферах нужны люди без опыта работы.

— А какие сферы им стоит рассмотреть в первую очередь?

Надо отталкиваться прежде всего от самого человека: нужно понять, чего именно он хочет, определить его психотип. Есть три основных психотипа: «достиженцы», «системщики» и так называемый спящий психотип — то есть это люди, которые не знают, чего хотят и работают за небольшие деньги.

Вообще, выбор профессии может отнять у вас полгода жизни и так ни к чему и не привести или, наоборот, все изменить. Поэтому нужно пройти тест, а после пробовать себя. Например, «достиженцы» могут попробовать себя в продажах. Причем речь идет не о холодных продажах на рынке, а о лидогенерации (увеличении клиентской базы в сети). Наиболее простой тип продаж — горячие звонки, правильно отвечая на которые можно продавать продукцию. Если это получается, то можно дальше пойти в сферу маркетплейсов. Она сильно растет: сегодня в ней молодые команды из пяти человек делают оборот до 50–60 миллионов рублей в месяц.

«Системщикам» рекомендую попробовать себя в сфере автоматизации. Например, слегка изучив программирование, человек может стать помощником руководителя по внедрению программных продуктов или автоматизации процессов. Такая возможность есть в сфере 1C, в сфере автоматизации продаж (CRM).

Если у человека есть управленческий опыт, то ему можно идти в сферу руководителей проектов. Она сейчас на подъеме. Самое интересное, что это сфера, выходящая за границы отраслей. Руководители проектов могут освоить как IT-проекты, так и, овладев специфическим инструментарием, строительные. А есть «спящий» психотип, когда человек не знает, «системщик» он или «достиженец». Ему просто хочется куда-то сходить на работу, а потом прийти и жить дальше. То есть настоящая жизнь у него не на работе, а дома. Таким людям нужно найти интересные компании с бурной корпоративной жизнью. Для этого можно посмотреть, у кого в этом году были cамые интересные корпоративы. А затем попробовать устроиться в эту компанию на низовую должность. Там точно не соскучишься.

ДОСЬЕ

Илья Варакин окончил факультет экономики, торговли и товароведения РЭУ им. Г. В. Плеханова. Прошел путь от хантера в агентстве до директора по персоналу в крупных компаниях. Работал в корпоративных компаниях, организационных структурах, во всех видах корпкультур, оргструктур. Возглавляет HR крупнейшей в России компании в области безопасности. Владелец кадрового агентства, кадровый эксперт.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.