Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

«Незнайке» — 70: как Николай Носов создал философскую сказку о мире взрослых

Общество
«Незнайке» — 70: как Николай Носов создал философскую сказку о мире взрослых
Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва

70 лет назад вышли в свет «Приключения Незнайки и его друзей» — книга Николая Носова. Писатель показал в ней и «Незнайке на Луне» мир взрослых глазами детей, создав философское произведение.

Николай Носов обладал уникальным писательским даром — излагал свои мысли просто, умно, с детьми не заигрывал. И они его обожали! Суммарный тираж произведений писателя превысил полмиллиарда, они были переведены более чем на 100 языков, а иллюстрировали его книги лучшие художники. В прошлом году отмечалась 115-я годовщина со дня его рождения, и в юбилейный год о нем говорили немало, вспоминали его биографию, так что напомним лишь вкратце, что первый его рассказ — «Затейники» — был напечатан в 1938 году, а после него вереницей всеми любимые произведения — «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры»… В основном Носова печатали в «Мурзилке». Забавно, но некоторые исследователи считают, что и образ Мурзилки, и носовские коротышки «вышли» из книги «Царство малюток» Анны Хвольсон (русская детская писательница, 1868–1934), так что они «родственники». Это шутка, конечно.

Носов был человеком увлекающимся — мечтал стать музыкантом, потом занимался шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, затем «заболел» химией. Эта его многогранность и любовь к прогрессу отразились в его произведениях. Знайка, Цветик, Тюбик, Пилюлькин, Авоська, как и все остальные «веселые человечки», постоянно в движении — что-то изобретают, чему-то учатся. В то время дети ходили в различные кружки, увлекались моделированием, и даже детская литература была «заточена» на то, чтобы всемерно развивать в своих читателях жажду знаний, поиск, неравнодушие, стремление менять жизнь в лучшую сторону. Но взрослые читатели видели в книгах Николая Носова нечто куда более глубокое. Утопический и коммунистический рай Солнечного города оказался на поверку хрупким. Основы капиталистической экономики, что так легко постигались при чтении «Незнайки на Луне», невольно подвергались остракизму, как и весь лунный капитализм — порицанию… Незнайка же любил родной Цветочный город; возможно, правомерно было бы говорить о нем как о прообразе СССР. Этот город, некий символ развитого социализма, грезился ему в его путешествиях. Носов недвусмысленно давал понять: берегите то, что имеете…

Поразительно, конечно, но тот, кого обычно называли «детским» писателем, на самом деле был мудрым провидцем. Внуку, Игорю, как вспоминал Игорь Петрович в интервью нашей газете, он повторял: «Человек должен быть свободен. Это житейская мудрость, хоть и философская». Кажется, он сам был внутренне свободен — иначе не писал бы так, как писал.

...Практически все коротышки, жители Цветочного города, были заняты своими делами, профессиональны, к лентяям относились с презрением. Но самое поразительное, конечно, что «детский» писатель предугадал в своих книгах о Незнайке и его друзьях море тех изобретений, которые пришли в нашу жизнь позже, чем в жизнь коротышек. Он предвосхитил написанным появление видеосистем наблюдения за уличным движением и появление телевизоров в автобусах, управляемых голосом роботов и шахматных компьютеров, солнечных батарей на крышах, материалов на основе пластмасс, не говоря о программах покорения (заселения) Луны и так далее.

...Сам Николай Николаевич больше всех любил своего веселого, солнечного Незнайку. Назовите это имя — и услужливая память мгновенно воссоздаст образ: симпатичный круглолицый мальчишка с забавно торчащими из-под шляпы волосами. Но таким Незнайка стал не сразу. Его образ прошел долгий путь трансформации. У нас всегда было много хороших художников, так что за правильную «подачу» Незнайки боролись настоящие таланты. У него практически сразу появилась на голове шляпа с широкими полями, галстук, что раз от раза менял длину и ширину, а непослушные волосы взлетали надо лбом упрямым чубом. Сначала шляпа была серой, а сам Незнайка выглядел несколько старше, у него был нос другой формы, хотя все это — детали, главное — рисованный (или кукольный) малыш должен был иметь ту харизму, которую так ярко выписал гениальный Носов. Незнайка — само детство: он непосредственен, убедителен, в меру нахален и самоуверен, иногда — обидчив, а его невольное противостояние со Знайкой — нечто вроде борьбы физиков и лириков.

Незнайкино обаяние, активность, при этом — легкая «борзинка» и неусидчивость, безмерная доброта и наивность — результат наблюдения Носова за детьми и собственным внуком. И мы верим в этого героя абсолютно, поскольку он не плод одной лишь фантазии, он — сложносочетанный, сложносочиненный типаж, главная задача которого для детей — возбудить у них интерес к жизни, знаниям, путешествиям и приключениям, а взрослым же он призван напомнить не только о том, какое прекрасное время большинство из нас проживает в детстве, но и о том, что и в этом прекрасном периоде бывают непростые, «переживательные» моменты. Кстати, в мультфильме «Незнайка учится» Николаем Носовым отражен, судя по всему, автобиографический момент: он не стал посвящать себя музыке, поскольку это требовало серьезного напряжения и очень больших трудов.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.