Все ипостаси сына соловья: певец, деятель культуры и политики Полад Бюльбюль оглы отмечает 80-летие
Говорят, что если любить свою работу, то работать не придется ни дня, ведь каждый день при таком подходе становится наслаждением. Этот удивительный человек работу свою, какой бы непростой она ни была, любил, но всегда, даже при самом напряженном графике, находил время для общения. Мы тут пытались подсчитать: а сколько же лет он дружит с редакцией? Точно больше двадцати! Так что его юбилей — праздник и для нас. Уверены, вы узнали его сразу. С юбилеем, Полад!
За годы общения Полад Бюльбюль оглы дал нашей газете немалое количество интервью. Что только не вспоминалось в этих беседах. И съемки знаменитого фильма «Не бойся, я с тобой!», и непростая его работа министром культуры, и, конечно, его дипломатическая деятельность. Через все эти воспоминания сквозной нитью проходила ниточка-связь Полада с «ВМ». Сам он уверял, что без нашей газеты жизни себе не представлял с незапамятных времен. Например, когда в Москве зимы были не чета нынешней, и машины нужно было прогревать, он обязательно читал прогноз погоды, опубликованный в «Вечерней Москве». Уверяет, что это его никогда не подводило.
Что рассказать о Поладе? Высоченный — он никогда не смотрел ни на кого свысока. Всегда был (и остается) пластичным и гибким на сцене, но не раз демонстрировал несгибаемость в жизни. Славился лирическим тенором, но как политический деятель лиризма был лишен начисто.
А еще он очень верный дружбе и отношениям человек. Никогда, если была только возможность помочь, он не отказывался сделать это. Никогда не забывал данного слова. Не обещал пустого и в пустоту. И рукопожатием своим крепким всегда давал понять: «Не бойтесь! Я с вами!».
Сегодня, кстати, Полад в Баку: дает концерт. Поет, как всегда, вживую. Сын соловья — сам соловей...
На сцену Полад вышел в 15 лет. Сначала как аккомпаниатор отца. В 2010 году он, находясь в гостях в редакции, так ответил на вопрос, а есть ли у него некий «код Бюльбюля», позволяющий ему сохранять и оптимизм, и яркость жизнеощущений.
— Есть у меня очень важный и полезный «код», как вы это называете. Он звучит примерно так: не переоценивай себя и радуйся тому, что имеешь. Сегодня могу позволить себе накрыть красивый стол с хорошим вином. Но если завтра у меня будет только кусок колбасы с черным хлебом, съем и поблагодарю Аллаха. Я на самом деле человек неприхотливый. Могу ездить на «Майбахе», а могу и на «Запорожце». Если мне надо куда-то добраться, не все ли равно, какая машина под рукой? Такой у меня характер, так меня воспитывали с детства. Папа мой был таким, хотя он уж точно был настоящей звездой. В 1938 году получил удостоверение народного артиста СССР за номером то ли 16, то ли 17, а их на всю страну было не больше двадцати! Молодой профессор, в Италии окончил знаменитую на весь мир школу бельканто, лауреат Сталинской премии (Сталин, к слову, высоко ценил папино пение). Он был действительно любим и властью, и народом. К огромному сожалению, я не насытился папой — он ушел из жизни, когда мне было неполных 16 лет. Умер неожиданно, от тромба аорты, в течение 10 минут. Хотя в свои 64 года был достаточно крепким человеком. Я его очень любил, последние два года его жизни даже аккомпанировал ему, ездил с ним на гастроли. И постоянно видел в отце образец скромности. Может быть, поэтому и к своей известности я относился спокойно — понимал, что до уровня папы мне не подняться. И чем бы ни занимался, дотошно старался любое дело довести до конца.
Поладу достался в наследство от отца изумительный голос. «Бюль-бюль» — это по-азербайджански «соловей». Когда отца не стало, он решил «уйти» от фамилии Мамедов и официально сделать свое отчество фамилией: Бюльбюль оглы и означает «сын соловья».
Несмотря на очевидно сильные вокальные данные, правда, многие прочили Поладу карьеру композитора. Например, его наставник, выдающийся композитор и педагог Гара Гараев говорил ему: «Ты можешь, конечно, петь, только не превращай это в профессию. Тебя не для того учили в консерватории. Ты композитор, должен писать серьезные произведения...».
Он запел. Но и стал композитором. Причем не просто композитором, а создателем целого направления в советской эстраде, соединившим современные ритмы и яркий национальный мелодизм. Сколько же последователей было впоследствии у Бюльбюля оглы! Помимо этого, он создавал яркие симфонические произведения, писал камерно-инструментальную музыку, мюзиклы, вокальные циклы, музыку к кинофильмам и спектаклям. Песни на музыку Полада пели самые известные исполнители. Он же успевал и выходить на сцену, и даже сниматься в кино...
Когда ему было всего сорок с небольшим, жизнь и судьба сказали ему как артисту «стоп». Назначение на пост министра культуры Азербайджанской ССР обязывало ко многому. Вспоминая об этом, Полад в 2007 году так ответил на «подковыристый» вопрос корреспондента «Вечерней Москвы», а «не было ли у звезды эстрады ощущения, что ее понизили»:
— Да полноте! Мы себя звездами не называли и не считали. И вообще вели себя гораздо скромнее, чем нынешние известные артисты. Сценическую карьеру я закончил году в 1986-м. Сначала думал, что начну переживать, что будут сниться цветы, аплодисменты. Но ничего подобного не произошло. Расставание оказалось спокойным, ностальгии по сцене у меня не было и нет. К тому же, как Водолей по гороскопу, я легко переключаюсь с одного занятия на другое.
Переключаться пришлось быстро. Скоро начался «парад суверенитетов». На посту министра Поладу пришлось многое начинать фактически с нуля. Он вспоминал на той же встрече в 2007-м:
— Я пережил не просто смену руководителей страны. На моих глазах менялась эпоха. Министром культуры меня назначили в 1988 году, когда наше азербайджанское министерство называлось союзно-республиканским. Окна моего кабинета выходили прямо на площадь, где в те дни бушевали миллионные митинги в связи с событиями в Карабахе. А в 1992 году к власти пришел «Народный фронт», и начался полный развал. Конечно, самый сильный удар пришелся по гуманитарной сфере: образованию, культуре, искусству. А в 1993 году произошло возвращение к власти Гейдара Алиева — человека легендарного, с огромным опытом работы в Советском Союзе. Это была как бы третья революция в моей жизни. Страна не просто находилась на грани гражданской войны — война, по сути, уже началась: танки полковника Сурета Гусейнова стояли в 45 километрах от Баку. Гейдар Алиев предотвратил то, что могло стоить нам государственности, — спас страну.
Все это я рассказываю, чтобы было понятно, в каких условиях приходилось руководить достаточно большой отраслью. В системе Министерства культуры Азербайджана работало более 50 тысяч человек и более 9 тысяч организаций. Из них большинство бюджетных, притом что в бюджете денег не было. Тем не менее удалось сберечь практически все очаги культуры. Хореографическое училище, Академический театр оперы и балета, симфонический оркестр, Государственный камерный оркестр, хоровую капеллу. Мы сохранили систему библиотек, музеев, домов культуры, начали налаживать международное сотрудничество. Приняли закон о культуре, по которому бюджет каждого следующего года должен быть не меньше предыдущего. Ничего не закрыли, ничего не распродали, не приватизировали...
...Его успехи на культурном поприще оценили. И мы как-то никогда не спрашивали, а думал ли он сам, что когда-то поднимется на новую ступень своего удивительного пути и станет дипломатом. Он ответил так:
— В последние годы своей работы министром я не раз задумывался: ну сколько можно? Честно говоря, очень устал, ведь в такие годы, как начало девяностых, можно год за три считать. Работал без отпусков, без выходных. Но при этом привык чувствовать свою нужность. Поэтому новой должности был рад.
Да и опыт международной работы у Полада был немаленький. Он налаживал первые контакты в области культуры с ЮНЕСКО, с Советом Европы, был одним из создателей и 12 лет бессменным руководителем международной организации министров культуры тюркоязычных стран «Тюркосой». И когда мы спросили, как он воспринял известие о том, что он будет послом именно в России, Полад улыбнулся и сказал:
— Я очень обрадовался. И напутствие президента Азербайджана Ильхама Алиева было самым благожелательным. С Россией очень важно иметь хорошие, дружеские отношения, нужно выводить эти отношения на уровень стратегического партнерства. Ведь Азербайджан с Россией вместе не только 70 лет советской власти, а уже столетия.
...Много всего изменилось в мире с того времени. Но ощущение дружбы никуда не ушло. И вот — юбилей. Первый концерт Полад Бюльбюль оглы дал в Москве, в Кремле. И — улетел. Но обещал вернуться.
И вернется обязательно. Он безмерно любит родину, Азербайджан, но очень привязан и к России. И его тут любят. Кстати, а все ли ипостаси твои мы перечислили, звонкоголосый сын соловья? Ты же не устаешь удивлять!
ДОСЬЕ
Полад Бюльбюль оглы, при рождении — Полад Муртуза оглы Мамедов, родился 4 февраля 1945 года в Баку. Советский и азербайджанский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, педагог, актер, доктор искусствоведения, профессор; дипломат, политический и общественный деятель. Сын советского оперного певца, народного артиста СССР Бюльбюля. Министр культуры Азербайджана (1988– 2006), депутат Национального собрания Азербайджана (с 2024), Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в России (13 апреля 2006 — 23 сентября 2024). Женат, отец троих детей.