Сидоров, витражист
Строки Александра Блока «Из хрустального тумана, из невиданного сна, чей-то образ, чей-то странный» вполне подошли бы в качестве иллюстрации к тому, чем занимается в своей мастерской Виталий Ким, главный специалист витражного дела Русской академии ремесел.
Игра света в разноцветном стекле, удивительные узоры рабочих набросков будущих витражей, нежные девичьи головки, склоненные над полотном капризного и хрупкого стекла, — ну чем не образ прекрасной незнакомки! «Входит ветер, входит дева в глубь исчерченных зеркал...» Не зря профессия витражиста сразу и навсегда запала мне в душу.
Бери и делай!
Ученого учить — только портить. Виталий Ким, мастер академии, долго со мной не церемонился: глянул на мои трудовые клешни, положил передо мной несколько кусков плоского разноцветного стекла толщиной 2 миллиметра, вручил отличный стеклорез и скомандовал: — Отрежьте несколько кусков стекла по прямой линии. Потом будете их соединять между собой в той цветовой гамме, которая понравится.
Для резки стекла витражист всегда использует стеклорезы специальной конфигурации, позволяющие вести самые сложные линии, и при этом мастер в любой момент может видеть полосу, по которой скользит острие. Но за всю мою жизнь, начиная с техникума, мною ни разу не была проведена ни одна прямая линия: руки такие... Наш профессор черчения, имевший своеобразное произношение, принимая мой ватманский лист с чертежом какого-нибудь редуктора, сразу говорил с французским прононсом: «Сидоров, пиньчиньтить! Стлерочка у тебя кривая!» Поэтому дипломные «стлерочки» за меня чертил мой друган Санька Тилиличкин, которому отплачивалось салом за его скорбный труд. В мастерской у Кима прямо передо мной, у окна, стояла ладная студенточка. Рука моя со стеклорезом поехала вбок, и на выходе резца выяснилось, что она отобразила изящный силуэт витражистки.
Ким расстроенно крякнул (прямая у меня не вышла) и предложил лепить узор из того, что получилось.
Медь, олово, паяльник
Дальнейшая моя работа заключалась в том, что я оборачивал края каждого стеклышка тончайшей медной фольгой шириной в 5 миллиметров (шире толщины стекла, чтобы края можно было загнуть), спаивал их оловом с помощью паяльника, а потом покрывал специальным составом (старил). За полтора часа работы мне удалось изготовить витраж-абракадабру.
Но мастер почему-то оценил мой первый опыт достаточно высоко.
— Таким образом вы получили представление о начальном процессе изготовления витражей, — подвел итог Виталий. — Для того чтобы стать настоящим знатоком, вам потребуется позаниматься у нас два-три месяца (в зависимости от частоты занятий). О ваших способностях судить не берусь: витражист в первую очередь — художник. Он сначала создает картину (или ему ее рисует кто-то другой), а потом уж подбирает стекло по оттенкам, вырезает узоры, соединяет их.
Или — спекает, стекло ведь хорошо плавится. Существуют сотни тысяч витражных изображений. Количество их постоянно увеличивается, в зависимости от фантазии мастера. Главное, чтобы ему хватило терпения.
Некоторые по 20 лет бьются над разгадкой секретов изготовления витражного стекла и не всегда добиваются успеха.
Так что дерзайте!
Проще не бывает
Конечно, технология изготовления витражей намного сложнее, чем та, в которую посвятил меня мастер Виталий Ким. И настоящих профессионалов в витражном производстве было мало: труд этот очень кропотлив (свидетельствую: за полтора часа едва успел соединить три стекляшки), и готовые, кстати, тяжеленные, витражи, естественно, стоили очень дорого.
Сегодня в Русской академии ремесел преподают множество самых сложных техник работы с цветным стеклом.
Это и фацетный витраж, который создается по классической технике, но при этом края витражных элементов подвергаются огранке, и солнечный свет начинает бликовать в этих гранях, как в драгоценном камне. Фьюзинговый витраж получается при сплавлении разноцветных витражных элементов в высокотемпературных печах.
При этом стекла тщательно вырезают, шлифуют, затем помещают на лист стекла, создавая законченную композицию. Затем цветные элементы и подложку спаивают в печи в единое целое.
Поэтому у фьюзинговых витражей волнистая поверхность. Витраж-имитацию, к примеру, вырезают на станке, которым управляет компьютерная программа.
Готовую композицию наклеивают на лист стекла.
Самый недорогой способ создания витража — пленочный. Из цветной пленки вырезают элементы витражного рисунка и наклеивают их на стекло. Красота его недолговечна, зато такие витражи легко менять.
ЭКСПЕРТ
Виталий Ким, мастер по витражам Русской академии ремесел:
— Создание витражей — древнее искусство, которым раньше владели немногие мастера. Но в наше время сделать красивый витраж можно и самостоятельно. Современные материалы и технологии позволяют создавать очень красивые композиции. Тем более что сегодня специализированные магазины предлагают готовые стекла для витража. Правда, стоят они недешево, а для изготовления одного квадратного метра витражной поверхности требуется, как правило, 1,5–2 квадратных метра стекла. Самое первое, что должен купить начинающий витражист, — это шлифовальная машинка для обточки стекла. Без нее работа превратится в мучение. Особенно на первых порах, пока вы еще не научились резать стекло точно по контурам. Гораздо проще сделать пленочный витраж. На профессиональных предприятиях, где работают с большим количеством заказов, используют плоттеры, цифровые приборы для точной резки по нанесенному рисунку. Вам же понадобятся лишь специальная пленка и ножницы.
Но помните, что даже самый легкий способ создания витража требует определенных знаний и навыков.
СТЕКЛЯННЫЙ КАЛЕЙДОСКОП В САМОМ ЦЕНТРЕ СТОЛИЦЫ
В Москве немало мест, где можно наблюдать искусные витражи. Полное разнообразие стилей и образов в этом искусстве можно увидеть, к примеру, в Центральном детском магазине на Лубянке.
Общая площадь витражей здесь — более 1500 квадратных метров.
На куполе атриума стеклянная мозаика складывается в причудливые картины по мотивам русских народных сказок.
А на втором этаже здания красуется объемный витраж «Карта России и Герб России» весом более тонны. Композиция выполнена вручную из натуральных камней и стекла.
ЦЕНА ВОПРОСА
Курс обучения витражному ремеслу стоит:
● вечерний — три месяца — 55 тысяч рублей;
● выходного дня — три месяца — 55 тысяч рублей;
● интенсивный — один месяц — 55 тысяч рублей;
● заочный — без ограничения времени — 35 тысяч рублей.
КСТАТИ
Зарплата витражиста в мастерских Москвы — от 50 до 80 тысяч рублей в месяц. Доход зависит от многих факторов, главный из которых — профессионализм мастера и его популярность у заказчиков.
НА ВСЕ РУКИ
Анатолий Никитич Сидоров уже прочувствовал тяжесть кузнечного молота («Сидоров, кузнец», «ВМ» за 5–12 ноября 2015 года), освоил азы мастерства столяра («Сидоров, столяр», «ВМ» за 2–10 декабря 2015 года), испытал на себе все прелести работы печника («Сидоров, печник», «ВМ» за 14–21 апреля 2016 года).