Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Новое начало спустя столетие: история и будущее Рижского вокзала

Общество
Кадр из фильма «Вокзал для двоих». Герои Никиты Михалкова, Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили в одной из сцен, снятой на Рижском вокзале
Кадр из фильма «Вокзал для двоих». Герои Никиты Михалкова, Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили в одной из сцен, снятой на Рижском вокзале / Кадр из фильма «Вокзал для двоих» / 1983

Рижский вокзал, один из самых маленьких и в то же время самых уютных в столице, в последних числах сентября отпразднует свое 120-летие. Рассказываем о славной истории этого транспортного узла, его настоящем и будущем.

Торжественное открытие Виндавского вокзала, именно такое название он носил первоначально, состоялось 11 сентября 1901 года (по новому стилю его день рождения празднуется 24 сентября). Вокзал освятили, и вечером, в пять минут седьмого, под рукоплескания собравшихся с перрона отправился поезд на Виндаву (сейчас Вентспилс, Латвия).

Экономика Российской империи бурно развивалась, и железнодорожная связь с незамерзающими портами в Балтийском море стала насущной необходимостью. В марте 1897 года император Николай II подписал Высочайший указ о строительстве вокзала, и вскоре после этого на площади Крестовской заставы Камер-Коллежского вала (границы Москвы, прочерченной еще в екатерининские времена) закипела работа. Проект поручили архитектору Станиславу Бржозовскому, который спроектировал Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Правда, руководил строительством другой зодчий, Юлий Дидерихс.

Он внес в проект коррективы, и вокзальные здания в неорусском стиле стали настоящим украшением города. Оборудовали вокзал по последнему слову техники, у него даже была собственная электростанция.

Здание сохранило свой архитектурный облик до наших дней, и в этом ему помогли столичные реставраторы: в 2007 году во время капремонта вокзала они руководили восстановлением утраченных элементов фасадов и интерьеров, восстанавливали лепнину, исторические люстры и многое другое. А в начале этого года Рижский вокзал получил статус объекта культурного наследия регионального значения.

— Здание пассажирского вокзала состоит из трех двухэтажных частей, выполненных в стиле древнерусских теремов с затейливыми окнами и часами под высоким кокошником, — рассказал глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Новое начало спустя столетие: история и будущее Рижского вокзала Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Живописное здание и интерьеры Рижского по достоинству оценили кинематографисты. Например, он стал «вокзалом для двоих» в знаменитом фильме Эльдара Рязанова. А в киноэпопее «Семнадцать мгновений весны» он стал цюрихским, где Штирлиц ожидал поезд в Берлин.

В начале прошлого века вокзал принимал и отправлял поезда во все прибалтийские и некоторые другие западные губернии России. В наши дни все иначе: железнодорожное сообщение стремительно сбавляло обороты, а из-за пандемии совсем прекратилось.

В первое десятилетие этого века Рижский думали и вовсе закрыть, предлагали, например, сделать из него музей, как из вокзала Орсе в Париже. Но потом от этой идеи отказались. Зато здесь открыли Центр научно-технической информации РЖД и Центр инновационного развития со своим выставочным залом.

Сейчас это самый тихий и спокойный вокзал Москвы, правда, ненадолго. В ближайшее время он станет частью одного из крупнейших транспортных хабов. Долгое время Рижский был одним из двух вокзалов, расположенных за Кольцевой линией метро, а построенная возле него «Рижская» — единственная привокзальная станция подземки, на которой нет пересадки на другие ветки. Но уже в следующем году новая станция Большого кольца метро свяжет Калужско-Рижскую линию с остальными диаметрами. Помимо подземных магистралей, транспортно-пересадочный узел свяжет Московские центральные диаметры, Рижско-Курский, уже действующий, и будущий Киевско-Горьковский.

НАСЛЕДИЕ

Рядом с памятником архитектуры, зданием вокзала, хранятся и памятники науки и техники. Это паровозы Ов-841, ФД21–3125, Су214–10. Первый — почти ровесник вокзала, он встал на рельсы в 1903 году. ФД (аббревиатура расшифровывается как «Феликс Дзержинский»: Железный Феликс на протяжении нескольких лет был наркомом, то есть по-современному, министром путей сообщения) выпускался в СССР с 1931 по 1941 год. На момент запуска в производство он был самым мощным паровозом Европы. Слыша название Су214–10, мы невольно вспоминаем о его тезках-самолетах.

Но КБ Сухого к его разработке не имеет никакого отношения: его создал выдающийся русский инженер-локомотивостроитель Константин Сушкин. Он же, кстати, автор паровозов ФД. Еще один памятник — салон-вагон № 32. В таких в 30-е годы ездили по стране первые лица СССР. Паровозы и вагон несколько лет назад получили статус памятников науки и техники первой категории. Это гордость расположенного рядом с Рижским вокзалом Музея железнодорожной техники. В экспозиции — больше 70 экспонатов подобного рода, это не только паровозы и вагоны разных типов, но и тепло- и электровозы, и скоростные локомотивы, произведенные в России, Р-100 и «Сокол», один из двух сохранившихся на сегодняшний день. Кстати, один из паровозов ежедневно отправляется в путь по бывшей Московско-Виндавской дороге. Чтобы прокатиться, нужно записаться заранее.

ИМЕНА И ЭПОХИ

Рижский вокзал в разное время назывался по-разному. Первоначальное имя, Виндавский вокзал, он получил по названию города, в котором оканчивалась ведущая от него железная дорога. России очень нужна была связь с незамерзающими портами Балтики, и путь от Первопрестольной к Виндаве оказался кратчайшим. Но уже в 1915 году, во время Первой мировой войны, город был оккупирован немецкими войсками, а тремя годами позже впервые в истории на карте появилось независимое государство Латвия. Город был переименован в Вентспилс, и название вокзала утратило свою актуальность. Правда, переименование состоялось только в 1930 году, Виндавский стал Балтийским. В годы Великой Отечественной он стал Ржевским: отсюда подо Ржев шли эшелоны с солдатами, перед которыми стояла задача отразить удары фашистских войск. Память об этом названии долгие годы хранила платформа «Ржевская», ныне станция «Рижская» второго Московского центрального диаметра. В мирном 1948 году вокзал стал Рижским.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.