Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Шанс для крафта: что происходит с российской пивоваренной индустрией

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Экономика
Шанс для крафта: что происходит с российской пивоваренной индустрией
Фото: Pixabay

Геополитический кризис и западные санкции сказались на многих отраслях российского производства. Под ударом оказались и отечественные пивовары, зависящие от импорта хмеля и оборудования. О состоянии пивоваренной индустрии — в материале «Вечерней Москвы».

Пивоваренный рынок

Более двух третей российского пивоваренного рынка приходится на долю иностранных компаний. Основные игроки — нидерландская Heineken (13 процентов рынка), датская Carlsberg Group (27) и турецко-бельгийская AB InBev Efes (30). В конце марта Heineken и Carlsberg Group объявили о продаже своего бизнеса в России. AB InBev Efes уходить с российского рынка не намерена.

Все три компании имеют заводы на территории России, где по-прежнему производят свою продукцию под разными брендами*. Активы Heineken и Carlsberg Group все еще не проданы, в их головных офисах заявили лишь о приостановке инвестиций и экспорта сырья в Россию. При этом важно понимать, что абсолютное большинство потребляемого в России пива производится внутри страны. В апреле доля импортного пива на рынке составила всего 3,8 процента (против 6,2 в начале года).

В беседе с «ВМ» домашний пивовар, автор подкаста «Два пива, пжлст!» Олег Короткий отметил, что в Россию ввозили в основном премиальное бельгийское, немецкое и чешское пиво верхнего ценового сегмента (от 300 рублей за 0,45 литра). В последние месяцы импорт такого пива практически прекратился, из-за чего на полках магазинов его становится все меньше.

С пивом иностранных брендов, которое изготавливают на территории России, ситуация иная.

— Локализованное пиво, которое производится по лицензии на мощностях местных заводов, по-прежнему есть в магазинах. Оно подорожало несильно. А то, что завозится уже в разлитом виде, в бутылках, — это, конечно, исчезает с прилавков, — поясняет Короткий.

Пиво зарубежных брендов, производимое на российских заводах, относится к нижнему ценовому сегменту. Рост цен на него не является критичным. Так, нижняя ценовая граница дешевого пива поднялась с 30 до 40 рублей за 0,45 литра, сообщил «ВМ» председатель совета Союза российских пивоваров (СРП) Даниил Бриман.

Импортозамещение

В производстве пива используются четыре основных ингредиента: вода, дрожжи, солод (делается из зерновых) и хмель. Опрошенные «ВМ» эксперты подчеркнули, что отрасль сильно зависит от импорта последнего из них. Развитие местного хмелеводства — важнейшая задача для отечественного пивоварения в ближайшие годы.

— Хмель — ключевой ингредиент для производства пива, — говорит Даниил Бриман. — Почти весь хмель, используемый в российском пивоварении, поступает в страну из-за границы. Из-за нарушения логистических цепочек вопрос импортозамещения стоит достаточно остро.

В Ассоциации производителей пива (компании — члены АПП — «Балтика», Объединенные пивоварни Heineken и AB InBev Efes) «ВМ» сообщили, что на территории России производится всего 2 процента хмеля, необходимого отрасли. Как отмечает Олег Короткий, российский хмель отличается низким качеством и годен лишь для производства недорогого промышленного пива. По его словам, качественный хмель, который, в частности, используют и крафтовые пивовары, поставляют в страну из Германии, Чехии и США.

В настоящее время серьезных проблем с поставками хмеля в Россию нет, отмечают собеседники «ВМ».

— Разрыва логистических цепочек пока не наблюдаем, даже с учетом того, что наше производство находится в отдаленном регионе со сложной логистикой. Есть некритичный рост цен на сырье, — говорит владелец частной пивоваренной компании из Приморья.

Пивовар Олег Короткий отмечает, что есть «задержки с экзотическими сортами хмеля», но дефицита этого товара на рынке нет.

Так или иначе для решения задачи импортозамещения в стране потребуется активно развивать хмелеводство. И в СРП, и в АПП полагают: даже при господдержке, для того чтобы довести производство хмеля до промышленных масштабов и в полной мере удовлетворить потребности отрасли, потребуется порядка 8–10 лет.

Между тем с пивоваренным ячменем, который чаще всего используется для изготовления солода, ситуация намного лучше. В АПП отметили, что в 2022 году посевная площадь этой культуры была увеличена на 6,5 процента.

— Члены АПП практически полностью покрывают нужды собственных производств и выращивают около половины ячменя в стране, — заявил «ВМ» исполнительный директор АПП Вячеслав Мамонтов.

Собеседники «ВМ» также подчеркнули, что почти все оборудование для производства пива — импортное. Вопрос о необходимости его замены на отечественные аналоги, которые часто попросту отсутствуют, пока остается открытым.

Шанс для малых пивоваров

Среди вызовов, с которыми столкнулась российская пивоваренная индустрия, собеседники «ВМ» назвали следующие: нарушение логистических цепочек, высокая инфляция, рост цен на сырье и материалы, падение реальной покупательной способности населения. При соответствующей поддержке государства пивовары смогут справиться с большинством из них.

Кроме того, в отрасли наблюдается определенная тенденция. Владелец частной пивоваренной компании из Приморья обратил внимание на постепенное разделение рынка на два четких сегмента: промышленный и крафтовый.

— Усиливается процесс расслоения пивной продукции на два типа: массовая с низкой ценой и малообъемная с высокой ценой, — сказал он.

Пивовар Олег Короткий полагает, что нынешняя ситуация — шанс для крафтовых производителей увеличить свою долю на рынке. В настоящее время она составляет около 8–10 процентов. Для сравнения: в США крафтовые пивоварни занимают около четверти всего рынка.

— Для малых пивоваров открылось прекрасное окошко возможностей, которое нужно использовать, чтобы занять ниши, освободившиеся после тех, кто ушел с рынка. Выйти с рынка просто — вернуться на рынок очень сложно. Никто здесь не будет ждать с распростертыми объятиями западных производителей. Пока они там играют в политику, мы здесь будем делать пиво, — заключил Короткий.

*Heineken выпускает пиво под брендами Amstel, Krusovice, Zlaty Bazant, «Охота», «Степан Разин» и др. Carlsberg Group — Holsten, Tuborg, Zatecky Gus, «Балтика» и др. AB InBev Efes — BUD, Spaten, Corona Extra, Hoegaarden, «Старый мельник», «Клинское», «Белый медведь» и др.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.