- Город

Крылья широкого размаха

Опубликовано видео поездки Владимира Путина по МЦД

ФСБ РФ ответила Украине на заявление об «угробленных» кораблях

Пассажирам рассказали, зачем нужна активация карты «Тройка»

Роструд рассказал о способе продлить новогодние праздники

Полковник «Альфы» объяснил, как нападавшему удалось победить капитана спецназа ФСБ

Москва запускает очередную программу по трудоустройству

Павел Дуров призвал избавиться от WhatsApp

Ученые предложили новый способ защиты печени от алкоголя

СМИ сообщили новые подробности о состоянии Анастасии Заворотнюк

Диетолог объяснила, почему на работе нужно отказаться от супа и котлет

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Танцовщица из Петербурга бросила Джонни Деппа

Почему люди толстеют после 30 и как этого избежать

Крылья широкого размаха

«Золотой ангел» против «Святого Георгия»

[b]В Москве объявлено о запуске летнего Санкт-Петербургского международного кинофестиваля – вольного или невольного соперника фестиваля московского. В очередной раз возникнет неминуемый спор: какая из двух столиц культурней. Символ ММКФ – святой Георгий, поражающий дракона. Петербургский фестиваль тоже с негодованием отверг разнообразных львов, медведей и леопардов (не говоря о банальных пальмовых ветвях), подняв планку еще выше: лауреатам будут вручать ни много ни мало «Ангелов». Золотых и серебряных.[/b] Этот инфантильный ангел отнюдь не копирует фигуру с вершины Александрийского столпа. Оригинальную скульптуру, которой суждено стать главным призом нового фестиваля, художники Николай Любимов и Карен Сапричян (он вместе с Александром Асадовым является еще и автором нашумевшего архитектурного проекта) создали по наброскам самого Марка Рудинштейна. Неутомимый основатель «Кинотавра», а ныне – глава компании «Киномарк», конечно, признает, что инициатива по созданию международного форума в Северной столице попортила ему немало крови – однако сдаваться многочисленным (и не названным) недоброжелателям не собирается. Фестиваль состоится, это почти бесспорно. Во всяком случае, даты известны: 18–31 июля. Созданием забронзовевшего ангела в плаще заслуги организаторов не ограничиваются. Им удалось главное: отстоять право на проведение фестиваля на Дворцовой площади – это, скажем, как если бы Венецианский фестиваль проходил не на курортном островке Лидо, а посреди площади Сан-Марко. Правда, Рудинштейн поклялся, что ни грома, ни фейерверков, ни прочих бесчинств на историческом месте не будет, – но за спиной у него на мониторе, где демонстрировался план фестивальной площади, в компьютерном небе взрывались предательские праздничные огни. Рудинштейн, как и положено победителю, был настроен благожелательно и предлагал дружбу директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. Тот при поддержке режиссера Александра Сокурова, давно и активно критикует проект кинофестиваля на Дворцовой площади, однако теперь его вряд ли услышат: ведь сторону Рудинштейна приняли и губернатор ВалентинаМатвиенко, и коллега Сокурова Алексей Герман (теперь, видимо, к его фамилии следует прибавлять «старший»). Автору «Проверок на дорогах» предложен пост «художественного руководителя» фестиваля. Пока не вполне ясно, к чему будут сводиться его функции, но, во всяком случае, Рудинштейн уверил всех, что полагается на хороший вкус выдающегося режиссера. Подключение Германа – шаг не лишний, поскольку из обоймы выпал Андрон Кончаловский, с именем которого изначально связывался проект «Золотого Ангела». К гипотетическому соперничеству Москвы и Питера прибавлялся возможный конфликт родных братьев – главы ММКФ Никиты Михалкова и переезжающего на север Кончаловского. Однако скандала не вышло. Кончаловский сам отказался от предложенной чести. Его место в качестве президента фестиваля занял питерский режиссер Дмитрий Месхиев: кстати говоря, лауреат ММКФ за «Своих». Впрочем, как напомнил сам Месхиев на презентации, «Золотого Георгия» за этот фильм ему дал не Михалков, а глава жюри Алан Паркер. Тоже, кстати, спец по ангелам и их сердцам. К Месхиеву и Герману добавятся и другие громкие имена. В так называемый «президентский совет» фестиваля уже обещали войти Федор Бондарчук, Сергей Сельянов и Валерий Тодоровский. Бюджет у фестиваля «серьезный», заявил Рудинштейн, впрочем, не озвучив ни цифр, ни имен других спонсоров – кроме него самого, вложившего в петербургский фестиваль деньги, полученные от продажи «Кинотавра». Смутную роль арт-директора – что-то вроде куратора VIP-гостей, конкурсного отбора и параллельных программ (то есть всего сразу) – взяла на себя культурный менеджер из-за рубежа Ренате Рожинас, а директором программ стал бессменный отборщик международных конкурсов «Кинотавра» и «Ликов любви» Сергей Лаврентьев. Кто именно из них будет отвечать за качество конкурсной программы, пока непонятно. А отвечать придется: уж слишком радужны и утопичны обещания организаторов. Они правы, в России культура фестивального движения совершенно не освоена, в чем отчасти виноват столичный монополист – ММКФ. Но в мире с этой культурой все в порядке, и не вполне ясно, что привлечет «тысячу иностранных журналистов» (если только вся тысяча не будет представлять исключительно страны СНГ и Балтии) на этот фестиваль. Звезды? Возможно, но ведь только к нам звезды ездят на фестиваль, чтобы попариться в баньке и пройтись по Арбату (вариант: по Невскому). Обычно они покидают свои виллы для того, чтобы помочь рекламе и прокату фильма, в котором снялись, а ведь для этих целей Канны или Венеция – площадки куда более выгодные, чем Петербург. Стивен Сигал или Жан-Клод Ван Дамм – звезды хоть куда для российских неучей, но иностранцы за ними в Питер точно не поедут. Однако предположим, что звезд зазвать удастся. Хотя бы в жюри. И все-таки международный интерес к кинособытию такого уровня могут вызвать только фильмы. Организаторы обещают 18 конкурсных картин, «не показанных ранее на крупных фестивалях Европы». Вот так прекраснодушие: с начала года уже прошли Роттердам, Гетеборг и Берлин, грядут Канны, ММКФ и Карловы Вары, которые завершатся за считанные дни до начала питерского фестиваля. Если даже от этого великолепия останутся две-три стоящие картины, не «засвеченные» ранее, то их оторвут с руками Локарно и Венеция. Уже сейчас Москве и Карловым Варам хороших фильмов не хватает. Ведь у всех, кроме конкурса, есть еще и панорамы внеконкурсные, и уж туда-то попадает любое мало-мальски любопытное кино. Рудинштейн поправился: сейчас в конкурсе можно показывать и те фильмы, которые мелькнули на других смотрах, а Рожинас добавила, что лишь некоторые фильмы будут показаны в Питере в качестве мировых премьер; остальные будут премьерами российскими. Но на эти премьеры в северную столицу приедут разве что москвичи, да и те посмотрят все их интересующее на ММКФ. Вопрос: ради чего огород городить, если в Петербурге уже сейчас есть внеконкурсный «фестиваль фестивалей»? Неужели ради «Красоты с большой буквы», которую арт-директор «Золотого Ангела» провозгласила его центральной идеей? Кстати, кинематографическая красота уже лет тридцать как вышла из актуальной моды – сегодняшних режиссеров куда больше интересует безобразное. Тем не менее заявка на подобный фестиваль настолько неправдоподобна, что одним этим вызывает жгучий интерес. Если затея получится, это будет настоящей международной сенсацией. Ради такой не жалко даже устроить на Дворцовой площади фейерверк.

Новости СМИ2

Ольга Маховская, психолог

Три сестры Хачатурян: танец с саблями

Ирина Алкснис

Вода в Венеции, беда в России

Ольга Кузьмина  

Поменяйся. Или погибнешь...

Никита Миронов  

Стоит ли вводить минимальную цену на курево

Игорь Воеводин

Зачем мальчику с ДЦП подарили велосипед

Георгий Бовт

Протест как традиция

Дарья Завгородняя

Хватит притеснять курильщиков

Сергей Лесков

Главный процесс столетия

Чтобы помнили. Как школьникам рассказывать о войне

Собрал лучшего робота на международном чемпионате

Вдохновило творчество Фриды Кало

Рождение фотографии. Все началось с медной пластинки