Короткие волны любви
[b]Неужто очередной кризис нашего кино в очередной раз позади? Только что вышел на экраны и делает неплохую кассу внятный и остроумный боевик «Охота на пиранью». Надвигается телепремьера заоблачного по качеству (особенно для нашего ТВ) многосерийного «Доктора Живаго». Вот и в таком жанре, как молодежная лирическая комедия, вдруг режиссер-дебютантка сняла отменный фильм «Питер FM». Жанр, между прочим, сложнейший, ибо не сфальшивить в нем почти нереально. Оксане Бычковой это удалось.[/b]Американские кинокритики, говоря о кино, любят рассуждать – возникла, мол, между персонажами «химия» или нет. Что такое эта загадочная химия, сказать трудно, но сделать любовь на экране правдоподобной действительно удается редко. Особенно в «легком» жанре, взятом на вооружение Оксаной Бычковой в «Питер FM». Тем не менее в ее фильме химия есть. Она витает в воздухе, так и не разражаясь вспышкой синеватого пламени между главными героями. Сценаристка Нана Гринштейн использовала простой беспроигрышный ход: он и она, которым по сюжету назначено друг друга полюбить, в фильме так и не встретятся. Фабула же – вполне себе реальная. Девушка уронила мобильник, а юноша его подобрал. Вот они и пытаются весь фильм безуспешно созвониться-встретиться, и в ходе этих забавных невстреч начинают догадываться, что судьба сулила им общее будущее.Симпатичнее всего то, что догадка, быть может, неверна – очная явка героев оставлена за кадром. А ну как не понравятся друг другу? Зритель отвечает на этот вопрос в меру собственной сентиментальности.По сути, «Питер FM» – два смешанных монофильма, в каждом из которых герои варятся в своем соку, понемногу доходя своим (невеликим, молодежным) умом до единственно верного решения. Он – начинающий архитектор. Подрабатывал дворником, пока крупная немецкая фирма не предложила ему потрясающий контракт – правда, подписав его, ему придется покинуть родной Питер и всю прошлую, вроде бы пустую жизнь. Она – диджей модной радиостанции, название которой вынесено в заголовок фильма. Постоянно собачится с программным директором, поскольку фаворитка слушателей и высшего начальства; пользуясь этим, постоянно ставит в эфир модную молодежную музыку, а не Киркорова. Героя только что бросила девушка. Она собирается бросить жениха, трагикомически закопанного в приготовления к ненужной свадьбе.Он – Евгений Цыганов, один из единиц на сегодняшнем кино- и телеэкране (да и на сцене, где он еще играет в паре спектаклей своего учителя, Петра Наумовича Фоменко), кто хранит в себе харизму и загадку. Его обаятельно-угрюмый байронизм вкупе с кривоватой ухмылкой складываются не в статичную маску, а в пластичный образ; логичный выбор на роль романтического героя. Она – и вовсе дебютантка в большом кино, Екатерина Федулова: вроде, милая девочка, «как все», но почему-то ей веришь, сочувствуешь, следишь. Похоже, встретились актерские данные с удачным сценарием. Да и вообще – попала в хорошую компанию, где, чтобы стать звездой, вовсе не обязательно быть похожей на Евгению Крюкову или иной ложный идеал замыленного телесознания отечественного обывателя.«Компания» – слово ключевое. История не сложилась бы без группы поддержки, где то в малоречивых, то в вовсе бессловесных эпизодах встретились лучшие из молодых актеров – Артем Семакин, Кирилл Пирогов (он же – автор ненавязчивой музыки), Ирина Рахманова, Олег Долин, Павел Баршак – с самыми фактурными из мастодонтов: Александром Башировым, Юрием Цурило, Андреем Краско. Один Владимир Машков, который появляется в трениках и шлепанцах, чтобы спросить героиню: «Девушка, вас не интересует секс с незнакомым мужчиной?» – а получив отрицательный ответ, исчезает из фильма навсегда, обеспечивает хорошим настроением как минимум на вечер вперед.Но главный герой второго плана – ненавязчивый, не туристический, хотя центральный, а не новостроечный Санкт-Петербург. Вообще-то такой фильм, как «Питер FM», уже пытались сделать, с теми же Цыгановым и Баршаком: «Прогулку» Алексей Учитель и его автор сценария Дуня Смирнова создавали трудно, кропотливо.Потому того легкого дурашливого дыхания, которое фильму могут обеспечить лишь люди одного возраста и схожих убеждений, в их картине не было. У Бычковой с ее героями куда больше общего, чем у Учителя; у нее даже фамилия более компанейская.Никита Михалков все намекал, что «Прогулка» – «Я шагаю по Москве» нового поколения. На самом же деле вот она, реинкарнация шедевра Данелии и Шпаликова – «Я шагаю по Питеру»-2006. Трудно упрекнуть Бычкову со товарищи в хулиганском цитировании неудачливых предшественников: Цыганов с Баршаком сходятся на «месте встречи», где в течение часа безуспешно ждут своих необязательных подруг. При этом, кажется, не обмениваются ни словом.Конечно, какое время – такое кино.Правдоискательства 1960-х – как не бывало. Выбор в пользу умозрительной любви, а не прагматики (респектабельное замужество, престижный контракт), тут, скорее, дань жанру, чем манифест. «Питер FM» дает зрителю не больше, чем вовремя пойманная, удачная радиоволна с хорошими песнями, вдруг идеально попавшими «под настроение». Это не много, но и не так мало. И такое радио, и такое кино сегодня встретить можно крайне редко. Сколько ни крути ручку на приемнике.