Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Счастливые дети — грязные дети

Общество
— Даня, отойди от лужи! Испачкаешься! Промокнешь! — истошно кричит мамаша на своего маленького двухлетку.

Он отходит испуганно. Чистенький, весь в фирменном. Сиреневое с белым что-то на нем, красавчике. А из-под шапочки выбивается золотая прядка, и глаза круглые, ярко-голубые. Как весеннее небо. А в руках — пластмассовое ведерочко, в ведерочке — совок. Сейчас пойдут с мамой на детскую площадку, сядут — мама на лавочку с другими тетеньками, Даня — в песочницу, где будет лепить куличики. Обязательно аккуратненькие. Такие же, как он сам сейчас.

А ему хочется измерить глубину лужи. Он, кстати, в ладных резиновых сапожках. Почему нельзя в резиновых сапогах зайти в лужу? Да, грязь. Ну и что... Счастливые дети — грязные дети.

Самое большое счастье на лице моей дочери в детстве я прочитала, когда ей было года полтора — на даче она после сильного июльского дождя выбежала на улицу, села на дорогу прямо в глубоченную лужу! С совком в руках. Сидела, как в ванне, в теплой грязнющей воде, черпала со дна грязь и лила ее себе на голову. И столько в ее мордашке было лихой вседозволенности! Как никогда больше потом. Я, каюсь, была как эта вот Данина чистенькая мама. Я вынула дочку из лужи и унесла ее домой, отмыла в семи водах и журила. В лужу нельзя! Грязь!

Ну да, грязь. И что? Во-первых, она отмывается. Во-вторых, страшна не эта вот «земляная» грязь, а совсем другая... Ложь, предательство, скука.

В смысле «грязной» грязи у меня случилось очень счастливое детство. На все лето нас с сестренкой Юлькой отправляли в деревню к бабушке... Были и червяки в кармашке платьица, и свинец, отлитый в отпечаток еловой шишки в песке. И не очень-то чистая река, из которой мы с сестрой буквально не вылезали летом. По поверхности реки всегда плыла какая-то странная пена — потом мы узнали, что это неподалеку расположенный целлюлозный комбинат сливает туда свои отходы. Но все равно: в речке росли и желтые кувшинки на скрипучем стебле, и белые лилии с чуть слышным запахом, и какие-то водяные тростники с полым стеблем; на них обожали садиться речные кузнечики с темно-синими и изумрудно-зелеными, будто вырезанными из декоративной бумаги, крыльями... Когда ты держишь такую стрекозу за крылья, она трепещет, ее вибрации передаются тебе, кажется, в ней колотится маленькое сердечко. Но это только кажется. Сердечко колотится у тебя. Пульс в пальцах. Ты смотришь в ее глаза, а в них отражается целый мир, и в центре — ты, маленький, белоголовый. Потом — ррраз! — и отпускаешь ее к деткам. Лети, речной кузнечик! Прямо в небо.

Счастливые дети — грязные дети Фото: Виктор Хабаров

Эти тактильные ощущения: стрекоза, теплая речная вода с толстым слоем ила на дне, порез от осоки, бархат камыша, мягкость и вялость малины, но при этом — твердость и упругость недозрелой клубничины, жесткость собачьей шерсти (откуда ты взялся на улице, щеночек, чей ты?)... Противное ощущение прилипшей к телу мокрой одежды, если попал под проливной дождь. Колкость еловых иголок. Саднящая боль, когда упадешь с велосипеда в пыль. Жгучая зеленка или йод, и странное ощущение — больно и приятно одновременно, когда отковыриваешь украдкой образовавшуюся корку болячки.

Бесценные ощущения, названия которым дать практически невозможно. Невозможно научить. Только почувствовать, самому.

Наш сегодняшний день — и день наших детей — наполнен главным ощущением: скольжения пальца по экрану смартфона. Там меняются картинки: ты можешь погрузиться на дно океана, подняться на горные вершины, увидеть Тадж-Махал или египетские пирамиды. Стать, в конце концов, самому этим самым земляным червем, который в слепоте ползет внутри грядки. Проделать виртуально его путь.

Только без тактильных ощущений ты не сможешь понять, какова эта земля на ощупь. Иногда теплая и влажная, иногда — рассыпающаяся в пыль, иногда — промерзлая. Пахнущая совершенно особенно. Как? Я не могу описать. Но сейчас она оттаяла после долгой зимы.

Состав земли не знает грязи.

Все очищает аромат,

Который льет без всякой связи

Десяток роз в стеклянной вазе.

Выйдите на улицу, возьмите землю в горсть. Разотрите пальцами. Так пахнет живая почва с пробивающимися травками, может, даже и с окурками, которые накидали соседи-грязнули. Но это и есть жизнь — эта земля, этот запах весны.

И обязательно возьмите с собой ребенка. Научите его не бояться грязи — той, которая «грязная грязь».

Она — сама жизнь.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.