Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Военный кардиохирург Александр Лищук: Делай что должен, надежда есть всегда

Сюжеты: 

Эксклюзивы ВМ Спецоперация на Украине
Общество
Военный кардиохирург Александр Лищук: Делай что должен, надежда есть всегда
Военный кардиохирург Александр Лищук и начальник ФГБУ «3 ЦВКГ им. А. А. Вишневского» Александр Есипов / Фото: Пресс-служба 3-го ЦВКГ Минобороны России

Выдающийся военный кардиохирург профессор Александр Лищук за год проведения СВО спас жизни сотням раненых солдат. Практически все мировые СМИ в марте прошлого года писали о российских военных врачах, которые провели уникальную операцию — достали трехсантиметровый минометный осколок из сердца раненого бойца. Обозреватель «Вечерней Москвы» рассказывает об этой и других историях спасения и о полковнике медицинской службы, подарившем многим вторую жизнь.

Привет с фронта

Операция по спасению раненого на спецоперации на Донбассе бойца российского спецназа Сергея Г. длилась три с половиной часа. Слепое ранение в грудную клетку, кусок горячего металла прошел через легкое и вышел к правому предсердию. С каждым сокращением сердечной мышцы осколок все больше травмировал перикард. На счету была каждая минута. Разрыв предсердия мог произойти в любой момент, после которого началось бы кровотечение, которое остановить было бы невозможно. Военный кардиохирург полковник медицинской службы Александр Лищук и его команда высокопрофессиональных медиков сработали ювелирно. Солдата спасли.

— С такими ранениями прежде не выживали ни в Великую Отечественную, ни в Афганистане, ни в Чечне, — рассказывает Александр Николаевич. — Спасти жизнь военнослужащего помогла созданная и четко отработанная в Министерстве обороны России система экстренной эвакуации раненого с поля боя. От момента ранения до прибытия в специализированное военное лечебное учреждение прошло всего несколько часов: машина — вертолет — самолет — снова вертолетом прямо в госпиталь. Дальше была наша забота: осколок вынули, сердечную деятельность восстановили полностью. Младший сержант Сергей Г. недавно передал доктору Лищуку сердечный привет — с передовой линии специальной военной операции.

Предопределение

Отличие высокого профессионала от человека пустячного — личная скромность. Лищук долго рассказывает о работающих под его началом прекрасных молодых врачах, о том, сколько делает для развития 3-го Центрального военного клинического госпиталя (ЦВКГ) имени А. А. Вишневского его начальник генерал-майор медслужбы Александр Есипов, о новейших технологиях, применяемых при проведении операций. А о себе коротко: «Работаю». Александр Николаевич — человек не слова, а реального дела. Тысячи, многие тысячи спасенных им человеческих жизней, уникальные «первопроходческие» операции на сердце, четыре монографии, более 150 научных работ, рационализаторских предложений и методических рекомендаций для специалистов и пациентов, мировое признание… Начальник кардиохирургического центра 3-го ЦВКГ Минобороны, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Академии военных наук, ведущий отечественный специалист в области реконструктивных операций на клапанном аппарате сердца и аорте, признанный авторитет коронарной хирургии полковник медицинской службы Александр Николаевич Лищук неожиданно говорит:

— Вы можете не поверить, но я терпеть не мог крови, ее вида, запаха. Но что-то — или кто-то — вел меня всю жизнь, и это предопределение позволило мне стать тем, кем я стал, кем продолжаю быть. Понимаю, что в этой жизни я не руковожу, а только управляю «ремонтом» части человеческого тела.

«Забудь вернуться обратно»

Александр Лищук учился на четвертом курсе гражданского медвуза, когда ему предложили продолжить обучение на военно-медицинском факультете в Саратове и стать по выпуску военврачом.

— Семья у нас была небогатой, троих сыновей родители на ноги поднимали, а здесь появилась возможность перейти на армейский «кошт», — вспоминает Александр Николаевич. — К тому же военмед в Саратове славился на весь Союз хорошей подготовкой врачей. Дисциплиной меня было не напугать, с детства к ней был приучен, а учиться было действительно интересно.

Окончил Александр военное учебное заведение с отличием, и ему предложили поехать служить в Забайкальский военный округ. Лейтенант Лищук принял под начало медпункт танкового полка. Общая врачебная практика, ежедневные привычные неожиданности: солдаты с переломами, ожогами, простудами.

— Зимой при минус 45 градусах порой не выдерживало электрооборудование и в ДОСах — домах офицерского состава военного городка, — вспоминает Александр Николаевич. — Бывало, приходилось спать в квартире в бушлатах, а еду готовили на костре на улице.

Перед развертыванием по мобилизационному плану кадрированной дивизии в медсанбате соединения произошла трагедия — в результате несчастного случая погиб ведущий хирург. Лищука вызвал начальник и приказал занять должность скончавшегося офицера.

— Я ему в ответ говорю, что ножа в руках не держал, что от крови меня мутит, а желание у меня — стать кардиологом, — вспоминает Лищук. — В ответ одно: в армии приказы не обсуждаются.

Пройдя экспрессом ординатуру в окружном госпитале, молодой военврач отправился в развернутый в заснеженных полях полевой госпиталь хирургом. Уже через день провел первую в жизни полостную операцию.

— Солдат на учении получил пулевое ранение в живот, — рассказывает Александр Николаевич, — Операцию я делал, постоянно подглядывая в лежащий рядом медицинский атлас. Помню, думал только об одном: ты обязан оставить человека живым. Пулю вынул, солдат выжил.

Учиться не вредно ни у кого

Везет тому, кто везет. Вскоре Лищук фактически стал ведущим хирургом не только военного гарнизона, но и всего забайкальского городка, где дислоцировалась воинская часть. Оперировал и военнослужащих, и гражданских.

— И учился, постоянно учился, — говорит сегодня полковник медслужбы. — Медицина — такая сфера, где без постоянного обновления багажа знаний успешно работать невозможно.

Перспективного молодого военврача начмед ЗабВО генерал-майор медслужбы Валерий Кузьмич Курочка направил на учебу в Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова. Во время обучения, под руководством известного хирурга, профессора Александра Зорина Лищук провел первую операцию на сердце. Успех спасения мальчика восьми лет от роду с врожденным пороком сердца не остался незамеченным. По распределению капитана медслужбы Лищука определили для дальнейшего прохождения службы на должность ординатора центра сердечно-сосудистой хирургии госпиталя имени Вишневского.

— Кардиохирургия тогда не только в военной медицине, а во всей нашей стране делала, можно сказать, первые шаги, мы серьезно отставали в этой сфере от США и Европы, — говорит Александр Николаевич. — Но в начале 1990-х стали налаживаться международные медицинские связи. В Россию приезжали ведущие западные доктора, проводили показательные операции. Мне повезло, я был направлен для изучения их опыта. Смотрел, как в Санкт-Петербурге работают американские кардиохирурги, мне доверили проводить операции вместе с ними.

Неожиданно получил приглашение пройти стажировку в Институте сердца в Сан-Франциско. После полугодичной практики в Калифорнии Александр Лищук затем неоднократно выезжал овладевать новейшими технологиями в Стэнфордский университет, в другие ведущие кардиологические центры США, а также Германии.

— Что бы ни творилось сейчас в политике, я благодарен иностранным коллегам за опыт, полученный в ходе совместной работы с ними за операционным столом, — говорит Александр Николаевич. — Учиться не вредно ни у кого, задача у медиков всего мира одна — спасать человека.

Благодаря изучению лучшего мирового опыта вся российская кардиохирургия поднялась тогда на новый уровень. Но и постоянную заботу руководства Главного военно-медицинского управления Минобороны России нельзя не отметить. Сегодня кардиохирургический центр нашего 3-го ЦВКГ имени Вишневского по оборудованию и возможностям ничем не уступает лучшим клиникам мира, а в чем-то их и превосходит. Например, такой «гибридной операционной», какая есть у нас, нет ни у кого.

Полковник медслужбы Лищук умалчивает, что это он сам был инициатором появления уникального операционного комплекса и «локомотивом» его создания. Теперь с поддержкой и помощью начальника госпиталя генерал-майора медслужбы Александра Есипова кардиохирургический центр получил для работы суперсовременную и суперэргономичную для работы врачей операционную. Теперь — ежедневно! — в лищуковском «гибриде» проводится 20–25 операций на сердце различной сложности.

«Блуждающая» пуля

5–6 операций каждый день Лищук проводит сам. Несколько часов за операционным столом. Так — годами. Более 30 лет.

— Я не волшебник, — говорит Александр Лищук. — Я могу починить сердце, но не могу излечить душу, этим занимается тот, кто свыше.

Полтора десятка лет назад кардиохирург провел операцию безнадежно больному человеку. Все прошло хорошо, а утром, придя в госпиталь, кардиохирург узнал, что сердце пациента остановилось. На тумбочке лежало адресованное родственникам письмо, где было расписано, где лежат деньги на похороны, в каком костюме положить в гроб и какой священник должен провести отпевание.

— По всем медицинским показаниям он должен был жить, — вспоминает Александр Николаевич. — Но, отойдя от наркоза, человек написал фактически завещание и умер. У него незадолго до этого ушла из жизни жена. Наверное, так было предопределено, чтобы они не разлучались надолго. А те, кто должен жить, остаются живыми. Как остался жить солдат, которого пыталась убить пуля, но не позволил ей это сделать кардиохирург Александр Лищук.

— Боец выносил с поля боя раненого сослуживца, сработал снайпер противника — попал в бок, точно между застежками бронежилета, — рассказывает Александр Николаевич. — Пуля со смещенным центром тяжести пробила легкое, задела сердечную сумку, затем кувыркнулась, повредила печень и вновь пошла к сердцу, войдя в его правый желудочек. Пуля длиной 5,5 сантиметра оказалась плотно зажата сердечной мышцей. Миллиметр влево, миллиметр вправо — смерть человека.

Лищук открыл сердце пациента. Попытки захватить пулю хирургическими инструментами оказались безрезультатными. Хуже того, при каждом вдохе-выдохе раненого кусочек металла смещался. Три часа боролся Александр Лищук с этой «блуждающей» пулей. Потом принял решение остановить сердце. Системы жизнеобеспечения в «гибридной операционной» поддерживали жизнь бойца, а кардиохирург продолжал ювелирную работу еще полтора часа. Коварная пуля, наконец, сдалась. Разорванное сердце зашили и «включили». Человек живет.

Продолжение жизни

Жизненный принцип кардиохирурга Александра Лищука: на операционном столе перед тобой не объект, а субъект. Поэтому он спасает сердца, которые нужны для продолжения жизни на этом свете человеческой души.

— Моя бабушка Ульяна была целительницей, лечила людей народными средствами, безнадежных спасала — рассказывает Александр Николаевич. — Мама моя, Галина Терентьевна, акушером-гинекологом работала. Тяжелейшие случаи были — в одиночку мама справлялась. 90 лет ее Бог хранит на Земле за помощь в появлении на свет новых людей. Получается, я — продолжатель семейной традиции и тоже считаю, что безнадежных больных нет. Делай, что должен, надежда есть всегда. Главное, не закрывай для людей собственное сердце.

P.S. Пока верстался этот газетный номер, Александр Николаевич Лищук успешно провел очередную сложнейшую операцию по извлечению осколка из сердца раненого на спецоперации российского военнослужащего. За последний год количество таких операций на его счету составило уже несколько десятков.

СПРАВКА

Уникальный кардиохирургический операционно-диагностический комплекс в 3-м ЦВКГ имени А. А. Вишневского представляет собой единый блок, объединяющий все современные кардиохирургические и диагностические технологии. Комплекс позволяет одновременно проводить гибридные операции на открытом сердце в сочетании с эндоваскулярными интервенционными вмешательствами (операции на кровеносных сосудах через небольшие проколы на коже), а также дает возможность осуществлять телемедицинские сеансы с консультациями оперирующих врачей.

ЦИФРА

1500 высокотехнологичных операций на сердце ежегодно проводится в возглавляемом профессором Александром Лищуком кардиохирургическом центре 3-го ЦВКГ имени А. А. Вишневского.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.