Зачем Coca-Cola и другие зарубежные компании подают заявки на регистрацию товарных знаков в РФ
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПроизводитель напитков Coca-Cola Company в апреле подал в Роспатент три заявки на регистрацию товарных знаков брендов. Также американская компания Starbucks Corporation, которая ушла с российского рынка, подала заявки на регистрацию восьми товарных знаков. Но смогут ли они вернуться в РФ и работать как раньше? Ответы на эти вопросы выясняла «Вечерняя Москва».
Coca-Cola Company
Заявки компании касаются брендов Coca-Cola, Sprite и Fanta, которые в 2022 году были выведены с российского рынка. Товарные знаки относятся к 32-му и 33-му классам Международной классификации товаров и услуг — для безалкогольных и алкогольных напитков, а также газировки.
Coca-Cola Hellenic Bottling Company, принадлежащая американской компании Coca-Cola Co., окончательно покинула российский рынок 16 июня 2022 года. После исчерпания запасов напитки бренда больше не производились в РФ.
Преемником бренда Coca-Cola в России стала марка «Добрый», под которой выпускаются соки и газированные напитки, в том числе со вкусом колы. Напитки российского бренда, которые разливаются на бывших заводах боттлера Coca-Cola, обогнали оригинальную газировку по продажам в нашей стране.
Starbucks Corporation
Американская компания Starbucks Corporation, которая ушла с российского рынка, также подала заявки на регистрацию восьми товарных знаков. Согласно информации СМИ, компания планирует зарегистрировать бренды «Старбакс кофе», Frappuccino, Starbucks, Starbucks coffee и ряд других.
Речь идет о знаках по 21-му, 30-му, 35-му и 43-му классам Международной классификации товаров и услуг. Она подала заявки на регистрацию товарных знаков по категориям растворимого кофе, приготовления напитков и еды для потребления на месте, а также администрирования программ лояльности.
Напомним, что в марте 2022 года Starbucks закрыла кофейни в России из-за начала спецоперации на Украине. В конце мая компания сообщила, что приняла решение уйти.
Тогда же Starbucks начал искать покупателей для продажи им своего российского бизнеса. Позднее о приобретении российских активов Starbucks сообщил рэпер и бизнесмен Тимур Юнусов. Он выкупил все активы сети Starbucks совместно с известным ресторатором Антоном Пинским и холдинговой компанией «Синдика». Теперь сеть кофеен называется Stars Coffee.
Они возвращаются?
По словам экономиста и директора Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгия Остапковича, Coca-Cola Company фактически не уходила с российского рынка.
— Она забрала свою американскую марку Coca-Cola, но она оставила франшизу. Она договорилась с компанией «Черноголовка», чтобы те использовали название «Кола». Американская компания ушла со своим брендом, но оставила свои фонды и оборудование. А сейчас Coca-Cola решает какие-то юрисдикционные вопросы, чтобы это была не франшиза, а официальное присутствие в нашей стране, — объяснил эксперт.
На самом деле Coca-Cola Company не собиралась полностью покидать российский рынок и не упустит возможности полностью вернуться, отметил экономист.
— Правительство Соединенных Штатов дало рекомендацию уйти из нашей страны. Но администрация США не имеет права взять и сказать: уходи с рынка. Они только могут дать рекомендацию, а компании — прислушаться к ней или нет. Но, как правило, если это исходит от руководства Соединенных Штатов, фирма, чтобы не портить отношения, подчиняется. Компания Coca-Cola продолжает работать по франшизе и попробует полностью вернуться, — считает Остапкович.
Сейчас происходит торговая балансировка и наблюдается тенденция к возврату на наш рынок зарубежных компаний, заметил эксперт. Например, американская сеть кофеен Starbucks сможет вернуться в Россию даже после продажи своих прав.
— Если зарубежные компании примут решение вернуться, они смогут это сделать. Более 50 процентов зарубежных фирм, которые уходят с российского рынка, в официальном декрете по уходу пишут, что у них есть право на возвращение. То есть они оставляют за собой первоочередное право. Поэтому если американская сеть кофеен Starbucks решит вернуться в Россию, то они смогут это сделать даже после продажи прав. Однако Минпромторг может им это запретить, потому что позиции на рынке заняты, — заметил собеседник «ВМ».
По его мнению, важно понимать, что если зарубежные компании вернутся, то это будет хорошо для российского рынка. Потому что уже часть ниш занята российскими специалистами, а они принесут с собой новый менеджмент, управленческие схемы и технологии.
— Всегда появление иностранного инвестора, по крайней мере во всех странах, принимается как положительное явление. Если они поставят цель вернуться со своими технологиями, сырьем, материалами и деньгами, то пусть заходят. У российских компаний появится здоровая конкуренция, они будут более усиленно работать. А если будет высокая конкуренция, значит, будет падать цена на всю эту продукцию. Это весьма позитивное явление, потому что произойдет сбивание цен, — заключил Остапкович.