РОДНЯ
[i]Ей шлют посылки с огурцами-помидорами со всех концов страны. Она «своя» для всей России Она никогда не играет королев английских и княжон Таракановых. Но, несмотря на это, редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включил ее в десятку самых выдающихся актрис XX века. Она устала общаться с журналистами.Ее именем названа звезда. Ее зовут [b]Ноябрина Викторовна Мордюкова.[/b]Завтра у нее день рождения.[/i]Она всегда казалась ощутимо крупнее своих ролей. Тоньше.Педагоги во ВГИКе (и в первую очередь сам Герасимов) прочили ее на греческих трагических героинь. Или на таких, как Аксинья в «Тихом Доне». А Ноябриной она стала потому, что имени «Нонна» регистраторша в справочнике не нашла.И хоть роль Аксиньи ей не досталась, она — настоящая казачка.Казачьи жены, наверное, и есть символ земли обетованной, России, которую мы потеряли. Послевоенного (до сих пор) вида бабы в пуховых платках. С низким голосом (Мордюкова петь любит), выразительной грудью и четко-округлым подбородком. С патриархальными семейными традициями, соленьями на зиму, почтительным словом «отец» в обиходе. Про «коня на скаку» — не преувеличение. Мордюкова гордится тем, что «родилась грузчиком»: «каждой рукой двадцать килограммов поднимала».[i]*** Она поступала во ВГИК с рассказом про своих кубаночек. Вроде этого: «Помню, как в начале войны упала первая бомба под Ейском, и уже утром одна тетка ходила по хаткам и сообщала: — А я еще вчера знала, что он бонбу кинить...— Как это? — Я вчера, як билье на лимане полоскала, глядь, он летит. Я на него посмотрела, и он на меня посмотрел... Ото он и кинул...»* [/i]Она своих родных бережно сохраняет: сестра, братья, племянник Илья (оператор ТВ, «тот самый» Мордюков из горячих точек). Она помнит. Она — хранительница.У мамы ее Петровны было шесть детей — выживших. Мама была в семействе главой. Коммунистка (одна из первых на Кубани). Оратор по прозвищу Плевако. Председатель отстающих колхозов — не потому, что председателем была плохим, а потому что лучших «бросали» на проблемные земли. Поднимала. (А потом Нонну тоже «бросят» поднимать отстающий колхоз, но уже в кино, в фильме «Простая история»).[i]«Однажды со всех ног лечу домой и сообщаю: — Мам, слушай: Когда Ленин умирал, Он Сталину приказывал: Шоб он хлеба не давал, Сала не показывал! Мама с разинутым ртом, подбоченившись, склонилась ко мне: — Это откуда ты такую гадость взяла?»* [/i]Голодали. Нонна сохраняла деревенский скот от немцев. Дети с полей таскали остатки зерна (тогда с утра в доме бывали оладушки). Про то, что попадавшихся отправляли в лагеря, думали меньше, чем про то, что «маму из партии исключат». Мордюковым, однако, везло. Не поймали.Мама умерла в пятьдесят, от рака. [i]«С похорон пришли, я села к столу, кем-то накрытому для поминок, и подумала: «Я не дочь... Я ничья не дочь. Я тетка». Физически почувствовала — тетка».[/i]*** Мордюкова —не тетка, а вселенская мама. Для всех. Ее и полюбили-то за бесконечных «мам» на экране. Она была узнаваемая и родная, а Шура Потапова из «Простой истории» вообще, кажется, была всегда.А матерью сама она была по-кубански истовой. «Сыночек» — иначе своего Владимира не называла. Впрочем, он был не просто «сын» — он был сын знаменитых родителей и актер. Сыграл в одиннадцати фильмах. Последний — в 82-м году. Он погиб нелепо, как и многие «золотые» дети.[i]«Как-то утром, уже в институт собрались — стук в дверь.Входит медсестричка, поздоровалась и шутя спросила: — Мальчик Мордюков здесь живет? — Нет, — сухо ответил муж. — Этот мальчик — Тихонов Владимир.— Извините, у меня так написано... — смутилась сестра. — Прививку надо сделать.После ее ухода резко сказал: — Собирайся, пойдем в ЗАГС».* [/i]Они прожили десять лет, но не слишком-то счастливо — Вячеслав Тихонов, будущий Штирлиц, и Нонна Мордюкова, бывшая Ульяна Громова. Утонченный интеллигент (хоть он и сетовал на свои «мужицкие» ладони) — и крестьянская «тетка», которая всех вывезет. Слишком сильная, чтобы ее любить — то есть о ней заботиться. Впрочем, заботиться абы кому тоже не позволено. Мужик должен быть красивым и сильным. Как Ульянов, например, — ее партнер по лучшим ее фильмам. Кому в казачестве нужен малосильный нытик? Она и сама не промах. Дерется даже. Последнее случилось на съемках «Родни». Никита Сергеевич Михалков лишился пуговиц на рубашке, когда решил «завести» актрису для эпизода на вокзале.[b]Виктор МЕРЕЖКО, [/b]драматург, писал сценарии двух своих фильмов специально для Нонны Викторовны Мордюковой: [i]— Она одновременно наивна, умна, хитра, добродушна. Даже бывает агрессивной. Это гремучее сочетание дает неординарную личность. Она настолько Личность, что рядом с ней находиться, с одной стороны, интересно (все время чего-то ждешь) и, с другой стороны, — опасно.Она снималась в двух фильмах по моим сценариям (в «Нетипичной истории» и «Родне»). Так вот: я с восторгом написал бы для нее и третий. Это был бы фильм о страстной и блистательной женщине в возрасте. Она может! Она несет в себе так много женской загадки...[/i]*** Все поражались: как это так, лауреат Госпремии СССР за «Молодую гвардию» живет в общаге? Потом — в проходной комнате в коммуналке? Жила — ей было не привыкать. Потом был Дом на Набережной. Были Люберцы — местные братки до сих пор гордятся: дескать, ты знаешь, что она — наша, люберецкая? А она ничья.Мордюкова не любит «попсу».Исключение — только Майкл Джексон. И наш певец Юлиан.Неизвестно, как насчет Джексона, но вот [b]Юлиан[/b] точно придет к ней на день рождения: [i]— Мы знакомы уже очень давно, с 92-го года. Нонна Викторовна ко мне относится как к сыну.Нас, правда, журналисты поженили. Лет пять назад спросили: «У вас есть какие-нибудь творческие планы?» Она в сердцах пошутила: «Жениться!» С тех пор все женят...Да, она бывает иногда резка.Однажды я пришел к ней в гости, смотрю: разбитый вдребезги телефон заклеен скотчем. Что такое, спрашиваю. Да так, отвечает, звонили всякие, надоели, разозлили...В общем, я подарил ей телефон… А цветы она любит простые, полевые. Она вообще очень простой и нормальный человек. Аккуратно выбирает друзей. Не любит дорогих ресторанов и приемов. Говорит, что куда как лучше сесть дома, среди своих, выпить водочки, селедочкой закусить — хорошо! [/i]Она любила президента Ельцина (потому что он «такая дылда! Когда он не политикой разговаривает, а такими, домашними словами, то он очень с юмором. И вообще сибиряк, этого у него не отнять. Словом, симпатичный мужчина. Как-то он мне даже вкручивал орден — «За заслуги перед Отечеством»).Она по-казачьи громко «распозорила» Владимира Меньшова за «Ширли-мырли», в котором сама снялась, а снявшись, зареклась своей профессией «проституировать». Хотела было отмахнуться от режиссера Дениса Евстигнеева с его «Русским проектом».У нее есть мечта: чтобы был коридор длинный-предлинный и чтобы в него выходили двери квартир ее друзей. Нельзя сказать, что друзей мало. Ей шлют посылки с огурцами-дынямипомидорами со всех концов страны. «Маленькие посылочки из Грузии» можно перемещать исключительно на тележке.«Спасибо тем, кто придумал эти каталки, — никакой тяжести не чувствуешь, хоть мизинцем вези»*. Иронизировать над этим странным наблюдением (народная артистка — а думает о каких-то там тележках) может только тот, кто никогда не таскал тяжестей.[b]* Здесь и далее отмеченное «звездой» — из книги Нонны Мордюковой «Не плачь, казачка».[/b][b]Досье «ВМ» [i]Нонна Викторовна МОРДЮКОВА [/b](р. 25.11.1925), актриса.Родилась в станице Константиновской Донецкой области. Окончила ВГИК (1950). В 1950—1991 — актриса Театра-студии киноактера.Лауреат Государственной премии СССР (1949 — за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия»), лауреат премии имени братьев Васильевых за роли в фильмах «Журавушка» и «Председатель». Народная артистка СССР (1974). Снималась в фильмах «Чужая родня», «Екатерина Воронина», «Отчий дом», «Тридцать три» «Война и мир», «Комиссар», «Бриллиантовая рука», «Трясина» («Нетипичная история»), «Родня», «Вокзал для двоих», «Лунапарк», «Мама» и др.[/i]