В привычных «Тисках»
[b]Четыре первых дня фестиваля не принесли душевного покоя. Во всяком случае – на экране.[/b] Там в основном кипела жизнь, с которой никто из нас в трезвом разуме и твердой памяти не хотел бы иметь ничего общего. Запутавшиеся в странных отношениях слабые люди, раздираемые всевозможными страстями и пороками. Какой контраст с волшебной природой южного курорта, где сейчас вовсю цветут магнолии! Да и что скрывать – некоторые гости кинопраздника так вошли в образ, что никак не хотели из него выходить. Их приходилось просто выносить на руках. Так бурно вели себя в день приезда Александр Баширов и Михаил Ефремов в ресторане «Нептун».Пугая окружающих, автор «Железной пяты олигархии» яростно вопил, что он антиглобалист. А ведь местные буржуа были уверены, что это артист… Не сдавал позиций и Михаил Ефремов – мастерства не пропьешь, поэтому посмотреть на их рукопашные схватки с Башировым сбегалась вся набережная.А вот Анастасия Заворотнюк, представлявшая с Винсентом Пересом проект «Код Апокалипсиса», вела себя куда скромнее. Хотя предстала в Сочи совсем не провинциальной няней-простушкой, а настоящей кинодивой, за которой несся хвост фотографов.Со съемочной группой Настя, которая играет в ленте агента ФСБ, объехала полмира. По сюжету она там зверски дерется с главным злодеем, которого играет красавчик Перес. А в жизни – крепко подружилась не только с ним, но и с его семьей. Дети Насти даже прикидывали, а не сгодится ли им французский дядя в новые папы? И куда только смотрит Жигунов, отпустивший Настю и на съемки, и в Сочи? Все ждали новый фильм Киры Муратовой, про который было известно только, что там снова Литвинова и что его почему-то не взяли в Канны.Увы… каннских отборщиков можно понять. Лента, похоже, не стала удачей опытного мастера. Это 124 минуты, в которые Муратова запихнула два рассказа, – как шампунь «два в одном». Первый – история о том, как повесился артист театра и что с его трупом делали циники – рабочие сцены. Вторая новелла о том, как богатый папа-извращенец (неестественный здесь Богдан Ступка), добивающийся близости (!) с собственной дочерью (Наталья Бузько), соглашается в качестве компромисса на ее подругу – водителя трамвая (Рената Литвинова).Кстати, именно фильм Муратовой открыл странную закономерность – почти в каждой ленте на «Кинотавре» герои сладострастно… мочатся. Мне объяснили знатоки вопроса, что это очень модная кинопримочка, которая с опозданием на десять лет пришла и в наше кино. У Муратовой Ступка мочится прямо на дверь дочери, которая ему не открывает. Вслед за ним туда же писает его собака. А Литвинова мочится культурно на унитазе и просит Ступку закрыть дверь. И у Владимира Сивкова в картине «Инзеень-малина» Павел Густов, играющий, между прочим, работника культуры, в первом же кадре долго и с наслаждением мочится в ведро.Глотком настоящего воздуха потому показался странный, но от этого не менее обаятельный «Яр» Марины Разбежкиной, снятой по малоизвестной повести Сергея Есенина. Разбежкина, по образованию филолог и фольклорист, раскопала нам почти ведическую Русь – но без венков, сарафанов и идиллии. Это мощная попытка анализа национального характера – с его известными взлетами и падениями. Это та Русь, которую мы никогда не находили, – загадочная и мистическая, лирическая и жестокая. Как песня Есенина.Понравилась и ироничная лента Алексея Попогребского «Простые вещи». Это психологическая драма о том, как врач-анестезиолог Сергей (Сергей Пускепалис) пытается сохранить семью и решить квартирный вопрос очень оригинально. В дуэте с ним – Леонид Броневой, играющий тему эвтаназии мудро, завораживающе.В документальном фильме Аркадия Когана «Юрий Арабов. Механика судьбы» перед нами предстал настоящий философ, мыслитель, поэт, гражданин, русский интеллигент, выбравший деревню как антитезу городскому злу.Наконец, все увидели «Тиски» Валерия Тодоровского. 126 минут истины – «Скажи наркотикам «Нет»! В роли главного злодея Вебера (почему лысого дилера зовут так изысканно, авторами не объясняется) – конечно, Федор Бондарчук. А героя играет нечеловечески красивый Максим Матвеев. Его подружку – талантливая Катя Вилкова. Сестру Вебера – Евгения Хиривская, новая жена Тодоровского. Сумасшедшего майора – Алексей Серебряков. И это, похоже, лучшая актерская работа в фильме. В общем, клубы, кровь, секси наркотики – это твоя родина, сынок. Слово «сынок», кстати, – любимое у бешеного майора.Да! И в этом кино, снятом как бы по соцзаказу, герои тоже охотно мочатся – причем долго и без тени смущения. Вот помочился парень на глазах у девушки, и пошли любезные дальше шаркать по бульвару…Такое кино. А впереди еще фильмы о радостях садо-мазо («День рождения инфанты»), советской некрофилии («Груз 200»), любви втроем («Натурщица»)…И, вероятно, много-много мочи…[b]Сочи[/b]