«Амаравелла»: через тернии к звездам
[b]В переводе с санскрита («амаравати») – «обитель бессмертных».[/b]Художники Петр Фатеев (глава группы), Борис Смирнов-Русецкий, Виктор Черноволенко, Сергей Шиголев и др., создавшие в 1923 году одноименное художественное объединение, переводили свое название как «Свет несущая». Они были первыми русскими космистами и «болели» одновременно идеями Рериха (непосредственного учителя), о. Флоренского, Вл. Соловьева и Циолковского, так что «обитель бессмертных» (космос), видимо, все-таки подходит больше.Сегодня не очень понятно, как после всяческих ВХУТЕИНов можно пойти в МВТУ имени Баумана и заниматься металловедением. Фатеев, Смирнов-Русецкий и их соратники пошли – они видели свою миссию в том, чтобы обвенчать науку и искусство.«Миссию» подытожило ГПУ: в конце двадцатых группу разгромили, Смирнов-Русецкий 15 лет провел в лагерях (1941–57), и только в 60-х годах смог снова заняться живописью.Живописный символизм «Амаравеллы» буквально продирался через тернии к звездам — художники искали гармонию и красоту космических энергий и сочетали традиции Востока, русской иконописи и модерна. Искали на ощупь, вполне интуитивно, отстаивая спорное, но неистребимое в искусстве утверждение: «Научить этому ([i]созданию «настоящих» произведений[/i]. – [b]А. В.[/b] ) нельзя» (из манифеста 1927 года). Получались, например, темпераментные фатеевские «Цветы, отдающие энергию», «Вихри» и «Беседы с солнцем» (из серии картин по книге «Так говорил Заратустра»). Кстати, увлечение Фатеева учением Ницше было долгим: художник любил в философе идею эволюции человека и его движения ввысь по вертикали. А последней работой Фатеева (1968) стал «Путь к плеядам» – он придумал свою – загадочную — форму инопланетной жизни.Сейчас работы «Амаравеллы» хранятся в Музее искусства народов Востока, Музее космонавтики, а также в солидных частных коллекциях.