Профессия гончар
Я-то думал, что гончары у нас умерли как класс и пережиток прошлого. Ан нет. На выставке “На круги своя...” в Леонтьевском, керамика была авторской, чернолощеной и терракотовой.Широко известный в еще узких кругах художник Александр Поверин с головой окунулся в искусство, которое Советская власть ударно и успешно выжигала каленым железом. И почти выжгла…– Перестройки возбудила у меня жгучий интерес к своим корням и нашей истории, вспоминает Александр, погружая руки по локоть в крутящийся кувшин. – Когда во Флоренции на глазах у Микеланджело откопали скульптуру Лаокоона, пролежавшую в земле более тысячи лет, мастер не мог найти себе места от волнения. И бросился в мастерскую - работать, работать…Так, между прочим, начиналась эпоха Возрождения. Такую керамику делали только в трех странах мира - в разное время: в Этрурии (она находилась на территории нынешней Италии), России и Грузии. Ну, я не Леонардо да Винчи, но технологии мы действительно возродили.Ему было тяжелее, чем Микеланджело. Решительно ничего под рукой! Технологию чернолощеной керамики собирал по крохам. В поисках правильной глины перелопатил, наверное, все подмосковные карьеры. Вместе с искусствоведами Исторического музея двигали ящики из-под артиллерийских снарядов, в которых должна была остаться керамика, выискивая хоть какие-то черепки...– Сначала я собирал и зарисовывал все формы, которые попадались мне на глаза одних кринок, помнится, набралось штук пятьдесят. Потом я понял, что без знания технологии мы этот воз с мертвой точки не сдвинем. Перерыл вагон справочников, но в понимании процесса особо не продвинулся. Но мы сумели сделать вакуумные печи. И в 1993 году мы получили свой первый горшок.[b]Справка “ВМ”[/b]На первый фестиваль гончаров в 1997 году в Твери приехали ребята из Владимира, Смоленска, Вологды, Омска, Нижнего Новгорода - всем чуть больше 30 лет. А вообще ситуация удивительная: в Москве на сегодняшний день порядка пятнадцати тысяч членов Союза Художников, две тысячи скульпторов и полтора десятка практикующих гончаров.