- Город

Главная страница ВМ

Сергей Собянин рассказал о создании самого большого музыкального инструмента

Гибель турецких военных в Сирии: почему Анкара воздерживается от прямых обвинений России

Синоптик рассказал, стоит ли ждать возвращения аномального лета 2010 года

7 признаков того, что вас хотят втянуть в финансовую пирамиду

Топ-10 фактов об «Острове Мечты», которые должен знать каждый посетитель

Роспотребнадзор назвал чаще всего подделываемый товар

«Это конец эпохи»: как иностранные СМИ отреагировали на уход Шараповой из тенниса

Мощнейший взрыв произошел во Вселенной

Путин рассказал, в какой момент отказался от двойника

Чем грозит закрытие сахарных заводов российской экономике

Степаненко впервые высказалась об отношениях с Петросяном после развода

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

Кудрявцева прокомментировала пластические операции Пугачевой

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Педаль удовольствия

В советское время церковная жизнь была закрытой. В Церкви не могло быть социальных работников, волонтеров, сестер милосердия, воскресных школ и еще многого, что стало привычным в наши дни. Сегодня Церковь активна во всех сферах жизни, где востребовано духовное окормление и религиозное воспитание. В то же время нельзя не отметить, что в верующих нет былого прилежания в молитве, таинствах, посещении храмов и монастырей.

Охлаждение в духовном подвиге, хотя бы по сравнению с 80-ми годами прошлого века, характерно для мирян и монашествующих, пастырей и их паствы. Если это общее явление, значит, у него должны быть объективные причины. Так, во многом оно обусловлено внешними факторами жизни: современные люди живут иначе.

Священномученик Киприан Карфагенский еще в III веке благодарил Господа за начавшиеся гонения, поскольку в них Церковь отворачивается от мирских забот и обращается к Богу и начинает, прежде всего, заботиться о стоянии христиан в Истине, об их духовной жизни. Когда ощущается пресс гонений, когда за веру человека может в любой момент постичь то или иное наказание, он начинает проводить жизнь в духовных упражнениях, больше заботиться о вечном, нежели о временном. Все житейское, вещественное утрачивает ценность в его глазах, он боится потерять Бога, а не земные блага. Ведь не сегодня-завтра его могут вырвать из привычной обстановки и отправить в тюрьму, в ссылку, в психиатрическую больницу, а то и вообще расстрелять. Говоря о гонениях в начале ХХ века, у большевиков был один язык — револьвер.

Когда же нет стесненных обстоятельств, человек внутренне расслабляется. На протяжении всей истории человечества сохраняется эта тенденция. Как только материальная жизнь человека благоустраивается, он увлекается заботой о земном, хочет сохранить его и преумножить, что было вчера, сегодня этого ему уже мало. В погоне за материальным благом человек оставляет молитву, подвиг, живое устремление к Богу, ищет послаблений даже в том, что раньше выполнял спокойно.

Обращаясь к Священному Писанию Ветхого Завета, можно вспомнить историю еврейского народа в Египте. Пока там жилось сытно и вольготно, евреи не обращались к Богу. Когда же начались притеснения со стороны властей, они вспомнили о Господе и горячо воззвали к Нему.

Также и в нашей стране в советское время вплоть до начала 90-х годов, когда политические преследования за веру уже прекратились, но материальное положение людей и уровень комфорта еще оставались неудовлетворительными, человек активно стремился к самореализации вне житейской сферы, к жизни по духу Евангелия. Прошло время, про гонения забыли, материальное состояние у большей части населения стало стабильным, и уже наш современник прежде всего стремится иметь постоянное улучшение качества жизни.

Сейчас, когда доступна масса земных удовольствий, в человеке весьма сложно пробудить интерес к духовному утешению / Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Сейчас, когда доступна масса земных удовольствий, в человеке весьма сложно пробудить интерес к духовному утешению

ФОТО: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Многие скажут, что это нормально. Согласиться с этим мнением можно лишь с оговоркой: это нормально для падшего состояния человека, когда он отделился от Бога и пытается без Него устроить свое благополучие. Сейчас, когда доступна масса земных удовольствий, в человеке весьма сложно пробудить интерес к духовному утешению.

Возможно, помогут только экстраординарные обстоятельства, через которые Господь выводит человека из безразличного, самодостаточного состояния. Приведу пример. Один миллионер заказал для своих сотрудников экскурсию по древнему русскому городу и положил экскурсоводу, человеку далеко не богатому, очень заманчивую оплату. Но было поставлено одно условие: никаких упоминаний о церквях, о православии, о священниках, оставивших след в истории города, только светская история в занимательных рассказах.

Экскурсовод неожиданно для себя оказался в ситуации альтернативного выбора: раз покривить душой и согласиться на эти условия, чтобы получить обещанную плату, или отказаться от проведения подобной экскурсии, понимая, что на его место тут же найдутся другие желающие. Как поступить: быть верным Истине или получить блага? Некогда дьявол и Христа призывал поклониться ему всего один раз и за то обещал «все царства мира и славу их» (Мф. 4, 8).

Подобные выборы встают перед каждым из нас постоянно. Все люди от рождения наследуют поврежденную грехом природу праотца Адама, который предпочел наслаждение вещественным миром сохранению единства с Богом. С тех пор искать земного комфорта свойственно человеку. Но в Крещении мы принимаем очищенную от греха природу Богочеловека Христа и свободу следовать Его заповедям, т. е. искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).

Пока длится наша жизнь, выбор между Небесным Царством и земным комфортом вновь и вновь будет возникать на нашем пути. Нас всегда будет преследовать соблазн принять решение, за которым последует очередная порция земных радостей. Нажимать ли на «педаль удовольствия» или устоять и не совершать поступки, которые противоречат совести и вере, удаляют нас от Христа — каждый из нас решает сам. И каждый сам отвечает за свое решение перед Богом.

Новости СМИ2

Ольга Кузьмина  

Оскорбление и наказание: зачем американец обозвал Достоевского

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Что надо сделать перед вступлением в Великий пост

Сергей Хвостик

Видеоповтор в футболе: кому мешает VAR

Георгий Бовт

Разбить копилку: как потратят деньги ФНБ

Камран Гасанов

Путин и Эрдоган встретятся «на четверых»

Дарья Завгородняя

Чего бояться в високосном году

Алиса Янина

Анти-Грета: у экоактивистки появилась конкурентка

Солнечное угощение

Талантливый модельер строит успешный бизнес

Любимое варенье писателя

Больше читайте о разных странах и народах