«Буквально за 15 минут»: кто и как мог взорвать «Северные потоки»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПрезидент России Владимир Путин сообщил, что Газпром был допущен к месту взрыва на «Северных потоках». По его словам, в результате происшествия образовались две воронки, а разрыв труб составил больше 200 метров. О том, что известно о теракте и как его могли привести в исполнение, — в материале «Вечерней Москвы».
Хронология событий
Падение давления в газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2» было зафиксировано в ночь на 26 сентября. Первые версии случившегося включали как диверсию, так и техническую неисправность. Однако довольно быстро все чаще стало фигурировать предположение, что газопроводы получили повреждения в результате использования взрывного устройства. В частности, немецкая газета Der Spiegel отмечала, что разрушить трубы мог взрыв мощностью 500 килограммов в тротиловом эквиваленте.
27 сентября в пресс-службе компании Nord Stream AG (оператора газопровода — прим. «ВМ») сообщили, что полученные повреждения беспрецедентны. Там также подчеркнули, что спрогнозировать сроки восстановления газопровода на данный момент невозможно.
30 сентября директор Службы внешней разведки России (СВР) Сергей Нарышкин заявил, что у России есть материалы, подтверждающие роль Запада в организации атак на «Северные потоки». Он также заявил, что случившееся — международный теракт, настоящих организаторов которого Запад пытается скрыть.
В Европе сначала было организовано совместное расследование Швеции, Германии и Дании, в территориальных водах которой произошел взрыв, однако 14 октября стало известно, что теперь страны будут вести собственные расследования. По мнению многих политологов, расследование будет намеренно затягиваться, и «виноватой в итоге окажется Россия». 27 октября глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель заявил журналистам, что пока нет указаний на то, кто совершил теракты.
18 октября в Сети были опубликованы кадры шведской газеты Expressen, на которых видны повреждения газопровода. На некоторых частях труб заметны трещины, металл сильно деформирован.
В конце октября в Минобороны России заявили, что одно из подразделений британских ВМС занималось подготовкой атак на корабли Черноморского флота. Это же подразделение причастно к диверсиям на газопроводах, уверены в ведомстве.
31 октября президент РФ сообщил, что Газпром был допущен к поврежденной части газопровода. По словам российского лидера, на месте взрыва обнаружены воронки глубиной три и пять метров. Он уточнил, что в результате теракта вырвана труба длиной 40 метров, а общая длина разрыва составляет свыше 250 метров.
Наиболее вероятный способ
Военный эксперт Владимир Гундаров уверен, что причиной взрыва на «Северных потоках» стала диверсия. По его мнению, со значительной долей вероятности к этому причастна Великобритания.
— По расчетам был взрыв мощностью более тысячи килограммов в тротиловом эквиваленте. Мы видели, как бурлил выходящий газ, разрыв был огромный. В том, что это именно подрыв, никто не сомневается. У нас уже есть примеры диверсий в районе Севастополя, подняты осколки беспилотного полупогружного аппарата, начиненного взрывчаткой. Все указывает на Великобританию, в частности, их практика производства таких аппаратов. Эксперименты с такими аппаратами ставились во Франции, Швеции, Норвегии, Южной Корее, но дальше всего продвинулась Великобритания, — объяснил собеседник «ВМ».
Специалист отметил, что целеуправляемый или автономный подводный аппарат может работать на глубине до 100 метров, тогда как труба залегала на глубине 80 метров. Подобные устройства могут двигаться под водой как в автономном режиме по заранее рассчитанной траектории, так и через выпускаемую антенну в виде длинного кабеля, через который принимается сигнал. Управляются они с помощью радиоуправления через наземные, корабельные и спутниковые средства связи, рассказал Гундаров.
Эксперт подчеркнул, что спуск такого аппарата может пройти совершенно незаметно.
— Такие подводные аппараты в длину примерно 7–12 метров, их можно спустить с борта любого надводного корабля. Это делается буквально за 15 минут, никто не заметит. Кроме того, его же не точно в месте подрыва спускают, а потом отходят. Могут запустить и с берега, с какой-нибудь военной базы на берегу моря или залива, а потом построить маршрут таким образом, чтобы он обходил все корабли и достиг нужной точки, — пояснил собеседник «ВМ».
По словам Гундарова, данные технологии отрабатываются с 2005–2006 годов. В частности, такими аппаратами гордилась Норвегия. Даже устраиваются соревнования беспилотных целеуправляемых судов и подводных аппаратов, в том числе международные. Россия участвовала в таких соревнованиях, но с 2014 года проводит свои отдельно, уточнил специалист.
Перспективы расследования
Собеседник «ВМ» подчеркнул: России могут помешать провести расследование, что способно удлинить его сроки.
— Непонятно, на сколько нас туда пустили, какие средства и оборудование допустят до места взрыва. Туда должны опускаться тяжелые водолазы, чтобы обследовать место, или автономные роботы, чтобы найти остатки подводного аппарата и поднять его. Это могут сделать только подводные роботы, потому что, если глубоководник и опускается на глубину 80 метров, он может двигаться по дну в радиусе 10 метров, так как связан с питающими его станциями на борту надводного корабля. Обследовать подводными аппаратами само место взрыва и сделать фотографии — это одно, а другое дело — поднять остатки беспилотника, — пояснил военный эксперт.
Кроме того, помешать быстрому расследованию могут погодные условия, подчеркнул специалист. Сейчас началось время сильных штормов, что не представляет проблем для подводных работ, но может нести угрозу участвующим в расследовании надводным кораблям, заключил Гундаров.