Риелтор рассказала, как коронавирус повлиял на цены на недвижимость в Москве
Рынок московской и подмосковной недвижимости чутко отреагировал на эпидемиологическую ситуацию в столице и в мире. На некоторых сегментах рынка жилья наметилось оживление, которого не было там годами. При этом кое-где цены поднялись на 30–50 процентов. О последних тенденциях рынка «Вечерняя Москва» поговорила с представителем Московского риелторского центра, ведущим специалистом по сделкам с недвижимостью Еленой Пикулик.
— Можно ли говорить о том, что ситуация с коронавирусом отрицательно повлияла на рынок недвижимости?
— Московский рынок купли-продажи замер. А по аренде скажу так: апрель никогда активным месяцем и не был — впереди экзамены, лето, отпуска. Никто особенно квартиры не снимал. А сейчас большинство придерживается условий самоизоляции и старается минимизировать все свои контакты. При таких условиях показы, необходимые для сделки, становятся проблематичными. Поэтому все замерло — как для купли-продажи, так и для аренды.
— Работать удаленно на этом рынке не получается?
— Отнюдь. Мы активно осваиваем новую форму демонстрации объектов — и для аренды, и для продажи. Проводим видеоконференции между сторонами, осуществляем обмен фотоматериалами. На новый технологический уровень выводим и подписание документов по аренде. Каждая сторона подписывает договор, сканирует и отправляет свой экземпляр контрагенту. Затем оригиналы пересылаются друг другу при помощи служб курьерской доставки. Но все-таки в случае с покупкой квартир стороны остаются достаточно консервативны, чтоб смотреть объект через смартфон.
— Как обстоят дела с загородным сегментом рынка?
— Вот здесь все с точностью до наоборот — все очень оживилось. В первую очередь сильно вырос спрос на краткосрочную аренду загородной недвижимости: объекты, пустовавшие годами, разлетелись как горячие пирожки.
— Спрос повлиял на цены?
— Разумеется. Раньше среднестатистический дом в 40 километрах к югу от Москвы сложно было сдать за 55 000 рублей, а сейчас к нему повышенный интерес. Причем по цене на уровне 75 000 рублей в месяц, и это вовсе не предел. Так обстоят дела с арендой на срок до шести месяцев.
— Как пандемия отразилась на купле-продаже загородного жилья?
— Об этом пока говорить рано. Но уже можно сказать, что многие продававшиеся годами объекты ушли с молотка. Конечно, повышение спроса будет, и, соответственно, это отразится на уровне цен. Напомню, цены на аренду выросли на 30–50 процентов. Такое колебание не может не отразиться и на цене продажи.
— Все эти изменения связаны исключительно с пандемией COVID-19?
— Нет, полагаю, что не только с коронавирусом. Хотя карантин и эпидемия сегодня являются одним из решающих факторов. Но есть еще волатильность валютных курсов и ситуация со ставками на ипотеку. Пандемия, конечно, оказывает влияние на рынок, но есть и другие, более традиционные факторы, определяющие структуру московского и подмосковного рынка недвижимости.
Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>
Читайте также: Ретейлеры предупредили о возвращении в XIX век из-за коронавируса