Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Маяковский в «Вечерке»: как главная столичная газета встала на защиту ранимого поэта

Сюжеты: 

«Вечерке» — 100 лет Эксклюзивы ВМ
Общество
«Маяковский в «Вечерке»: как главная столичная газета встала на защиту ранимого поэта
Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы
«Вечерняя Москва» продолжает серию материалов, посвященных знаменитым авторам «Вечерки». В свое время на страницах главной московской газеты печатались знаменитые советские писатели и поэты, в том числе Булгаков, Маяковский, Гиляровский, Есенин, Паустовский и многие другие. Каждую неделю мы публикуем их произведения, когда-то вышедшие в газете, а в социальных сетях «ВМ» — видеопрогулку по знаковым для автора местам столицы.

Тринадцать произведений поэта Владимира Маяковского были впервые опубликованы на страницах газеты «Вечерняя Москва». После выхода его знаменитой сатирической пьесы «Баня» в 1930 году со стороны литературной братии на автора обрушилась небывалая критика, которая, как полагают исследователи, и стала одной из причин его депрессии. И именно «Вечерка» отстояла честь поэта, продолжая публиковать его тексты на своих страницах.

«Баня» вызвала острую полемику, а ее театральные постановки несколько раз завершались оглушительным провалом: сначала во время премьеры в Ленинграде, а потом в Москве в Театре Мейерхольда. Критики не пощадили автора даже в тех изданиях, где он трудился. И лишь «Вечерка» вступилась за поэта, а не растоптала, как остальные.

Само произведение в газете не печаталось, однако 27 марта 1930 года в редакции «Вечерней Москвы» состоялось обсуждение пьесы, на котором присутствовали критики и рабочие фабрики «Буревестник». Обсуждение было бурным. Маяковский откинулся на спинку кресла и напряженно слушал, время от времени хмурясь. А затем взял слово и едко, в его жесткой манере, ответил критикам и критиканам.

Газета в те времена была единственным способом достучаться до общественного сознания, вот автор и сотрудничал с разными изданиями, в том числе с «Вечеркой», чтобы на их страницах высмеивать человеческие пороки и недостатки, говорит литературовед, коллекционер рукописей и журналов, культуролог Александр Левицкий. По его словам, в позднем творчестве Маяковский пытался воплотить свои сатирические амбиции.

— Сама по себе постановка «Бани» не удалась и считалась критиками провальной, — говорит культуролог. — И если театральная критика еще хоть как-то закрыла глаза на провал, то литераторы сжали Маяковского в тиски. И он именно на критику последних так болезненно отреагировал.

Эксперт пояснил, что писатель был очень ранимым человеком.

— В сущности говоря, как раз все эти рефлексии и подтолкнули его к самоубийству. А критика «Бани» стала просто дополнительно подлитым в огонь маслом, — добавил Левицкий.

«Вечерняя Москва» публикует отрывок из пьесы Маяковского.

Баня

Драма в шести действиях с цирком и фейерверком

Действующие лица:

  • Товарищ Победоносиков — главный начальник по управлению согласованием, главначпупс.
  • Поля — его жена.
  • Товарищ Оптимистенко — его секретарь.
  • Исак Бельведонский — портретист, баталист, натуралист.
  • Товарищ Моментальников — репортер.
  • Мистер Понт Кич — иностранец.
  • Товарищ Ундертон — машинистка.
  • Растратчик Ночкин.
  • Товарищ Велосипедкин — легкий кавалерист.
  • Товарищ Чудаков — изобретатель.
  • Мадам Мезальянсова — сотрудница ВОКС.
  • Товарищ Фоскин — рабочий.
  • Товарищ Двойкин — рабочий.
  • Товарищ Тройкин — рабочий.
  • Просители.
  • Преддомком.
  • Режиссер.
  • Иван Иванович.
  • Учрежденская толпа.
  • Милиционер.
  • Капельдинер.
  • Фосфорическая женщина.

I Действие

Справа стол, слева стол. Свисающие отовсюду и раскиданные везде чертежи. Посредине товарищ Фоскин запаивает воздух паяльной лампой. Чудаков переходит от лампы к лампе, пересматривая чертеж.

Велосипедкин

(вбегая)

Что, всё еще в Каспийское море впадает подлая Волга?

Чудаков

(размахивая чертежом)

Да, но это теперь ненадолго. Часы закладывайте и продавайте.

Велосипедкин

Хорошо, что я их еще и не купил.

Чудаков

Не покупай! Не покупай ни в коем случае! Скоро эта тикающая плоская глупость станет смешней, чем лучина на Днепрострое, беспомощней, чем бык в Автодоре.

Велосипедкин

Унасекомили, значит, Швейцарию?

Чудаков

Да не щелкай ты языком на мелких сегодняшних политических счетах! Моя идея грандиознее. Волга человечьего времени, в которую нас, как бревна в сплав, бросало наше рождение, бросало барахтаться и плыть по течению, — эта Волга отныне подчиняется нам. Я заставлю время и стоять и мчать в любом направлении и с любой скоростью. Люди смогут вылазить из дней, как пассажиры из трамваев и автобусов. С моей машиной ты можешь остановить секунду счастья и наслаждаться месяц, пока не надоест. С моей машиной ты можешь взвихрить растянутые тягучие годы горя, втянуть голову в плечи, и над тобой, не задевая и не раня, сто раз в минуту будет проноситься снаряд солнца, приканчивая черные дни. Смотри, фейерверочные фантазии Уэльса, футуристический мозг Эйнштейна, звериные навыки спячки медведей и иогов — всё, всё спрессовано, сжато и слито в этой машине.

Велосипедкин

Почти ничего не понимаю и во всяком случае совсем ничего не вижу.

Чудаков

Да напяль же ты очки! Тебя слепят эти планки платины и хрусталя, этот блеск лучевых сплетений. Видишь? Видишь?..

Велосипедкин

Ну, вижу...

Чудаков

Смотри, ты призаметил эти две линейки, горизонтальную и вертикальную, с делениями, как на весах?

Велосипедкин

Ну, вижу...

Чудаков

Этими линейками ты отмеряешь куб необходимого пространства. Смотри, ты видишь этот колесный регулятор?

Велосипедкин

Ну, вижу...

Чудаков

Этим ключом ты изолируешь включенное пространство и отсекаешь от всех тяжестей все потоки земного притяжения и вот этими странноватыми рычажками включаешь скорость и направление времени.

Велосипедкин

Понимаю! Здо́рово! Необычайно!!! Это значит — собирается, например, всесоюзный съезд по вопросу об успокоении возбуждаемых вопросов, ну, и, конечно, предоставляется слово для приветствия от Государственной академии научных художеств государственному товарищу Когану, и как только он начал: «Товарищи, сквозь щупальцы мирового империализма красной нитью проходит волна...» — я его отгораживаю от президиума и запускаю время со скоростью полтораста минут в четверть часа. Он себе потеет, приветствует, приветствует и потеет часа полтора, а публика глядит: академик только рот разинул — и уже оглушительные аплодисменты. Все облегченно вздохнули, подняли с кресел свеженькие зады и айда работать. Так?

Чудаков

Фу, какая гадость! Чего ты мне какого-то Когана суешь? Я тебе объясняю это дело вселенской относительности, дело перевода определения времени из метафизической субстанции, из ноумена в реальность, подлежащему химическому и физическому воздействию.

Велосипедкин

А я что говорю? Я это и говорю: ты себе построй реальную станцию с полным химическим и физическим воздействием, а мы от нее проведем провода, ну, скажем, на все куриные инкубаторы, в пятнадцать минут будем взращивать полупудовую курицу, а потом ей под крылышко штепсель, выключим время — и сиди, курица, и жди, пока тебя не поджарили и не съели.

Чудаков

Какие инкубаторы, какие курицы?!! Я тебе...

Велосипедкин

Да, ладно, ладно, ты думай себе хоть про слонов, хоть про жирафов, если тебе про мелкую скотину и думать унизительно. А мы всё это к нашим сереньким цыплятам сами приспособим...

Чудаков

Ну, что за пошлятина! Я чувствую, что ты со своим практическим материализмом скоро из меня самого курицу сделаешь. Чуть я размахнусь и хочу лететь — ты из меня перья выщипываешь.

Велосипедкин

Ну, ладно, ладно, не горячись. А если я у тебя даже какое перо и выщипал, ты извини, я тебе его обратно вставлю. Летай, пари, фантазируй, мы твоему энтузиазму помощники, а не помеха. Ну, не злись, парнишка, запускай, закручивай свою машину. Чего помочь-то?

Чудаков

Внимание! Я только трону колесо, и время рванется и пустится сжимать и менять пространство, заключенное нами в клетку изоляторов. Сейчас я отбиваю хлеб у всех пророков, гадалок и предсказателей.

Велосипедкин

Постой, Чудаков, дай я стану сюда, может, я через пять минут выйду из комсомольца в этакие бородатые Марксы. Или нет, буду старым большевиком с трехсотлетним стажем. Я тебе тогда всё сразу проведу.

Чудаков

(оттягивая, испуганно)

Осторожно, сумасшедший! Если в идущих годах здесь проляжет стальная ферма подземной дороги, то, вмещаясь своим щуплым тельцем в занятое сталью пространство, ты моментально превратишься в зубной порошок. И, может быть, в грядущем вагоны сверзятся с рельс, а здесь небывалым времятрясением в тысячу баллов к чортовой бабушке разворотит весь подвал. Сейчас опасно пускаться туда, надо подождать идущих оттуда. Поворачиваю медленно-медленно — всего в минуту пять лет...

Фоскин

Постой, товарищ, обожди минуточку. Тебе всё равно крутить машину. Сделай одолжение, сунь в твою машину мою облигацию, — не зря я в нее вцепился и не продаю, — может, она через пять минут уже сто тысяч выиграет.

Велосипедкин

Догадался! Тогда туда весь Наркомфин с Брюхановым засунуть надо, а то же ж ты выиграешь, а они всё равно тебе не поверят — таблицу спросят.

Чудаков

Ну вот, я вам в будущее дверь пробиваю, а вы на рубли сползли... Фу, исторические материалисты!

Фоскин

Дура, я ж для тебя с выигрышем тороплюсь. У тебя на твой опыт есть деньги?

Чудаков

Да... Деньги есть?

Велосипедкин

Деньги?

Стук в дверь. Входят Иван Иванович, Понт Кич, Meзальянсова и Моментальников.

Мезальянсова

(Чудакову)

Ду ю спик инглиш? Ах, так шпрехен зи дейч? Парле ву франсе, наконец? Ну, я так и знала! Это утомительно очень. Я принуждена делать традюксион с нашего на рабоче-крестьянский. Мосье Иван Иванович, товарищ Иван Иванович! Вы, конечно, знаете Иван Ивановича?

Полный текст пьесы Владимира Маяковского «Баня»...

Видеопрогулка по Москве с Маяковским

Вернуться

Код вставки видео

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.