Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 49

Полицейский с Петровки. Выпуск 49

Секрет успеха. Евгения Образцова

Секрет успеха. Евгения Образцова

Полицейский с Петровки. Выпуск 48

Полицейский с Петровки. Выпуск 48

Куприянов

Куприянов

Секрет успеха. Илья Долгих

Секрет успеха. Илья Долгих

Полицейский с Петровки. Выпуск №47

Полицейский с Петровки. Выпуск №47

Патрики

Патрики

Андрей Мягков: история любви

Андрей Мягков: история любви

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Евгений Моргунов: история любви

Евгений Моргунов: история любви

Вор у вора украл корону: что украли из Лувра

В мире
Корона императрицы Евгении, жены Наполеона III, после ограбления была найдена сломанной на улице
Корона императрицы Евгении, жены Наполеона III, после ограбления была найдена сломанной на улице / Фото: Музей Лувра

Нагло ограблен Лувр. Среди бела дня 19 октября из знаменитого парижского музея вынесли минимум девять драгоценностей, некогда принадлежавших наполеоновской династии.

Случившееся шокировало, кажется, всех, кроме любителей советского кинематографа. Воры в желтых спецовках действовали точь-в-точь как герои комедии «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова, похитившие картину Рембрандта из большого музея, в котором узнается как Пушкинский, так и Эрмитаж. В зале были посетители, грабители использовали лестницу, и главное, точно так же, ни от кого не таясь, они вскрыли витрину с бесценными реликвиями Бонапартов — и были таковы.

Единственное отличие жизни от кино: воров интересовала не живопись, как героев Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева, а драгоценности. В числе похищенных сокровищ — умопомрачительное ожерелье из 38 изумрудов и 1138 бриллиантов, изготовленное известным ювелиром по личному заказу Наполеона. Он подарил его своей второй супруге Марии-Луизе незадолго до свадьбы. Очевидно, что цену таких вещей определяет не только стоимость драгоценных камней и металлов, но и их история.

Разделяя беспокойство за судьбу сокровищ французской короны, стоит вспомнить некоторые привычки основателя династии Бонапартов.

Наполеон был, пожалуй, крупнейшим арт-вором и грабителем в истории. Завоевав очередную страну, он присваивал себе все приглянувшиеся произведения искусства. Из одного только собрания старых мастеров в германском Касселе вывезли почти 300 картин (среди них было 16 произведений Рембрандта). Причем первый директор Луврского музея Виван-Денон сам приехал производить отбор для «личной коллекции» Наполеона!

Потсдам и Берлин лишились собрания прусского короля Фридриха II, Вена — значительной части императорской картинной галереи, Ватикан — сотни шедевров папской пинакотеки. Венеция осталась без одного из главных своих символов — квадриги бронзовых коней, красовавшихся на фасаде базилики Сан-Марко, и огромного алтарного образа «Убиение святого Петра Мученика», написанного Тицианом для церкви святых Иоанна и Павла. Несколько сотен картин Наполеон вывез из Испании. Награбленное прямиком отправлялось в Лувр.

А что творилось в Москве в 1812 году! По приказу Наполеона опустошались Кремль, монастыри, церкви, усадьбы и особняки. С икон сдирали драгоценные оклады, из ризниц забирали утварь для богослужений. В Успенском соборе Кремля стояла печь, где плавили золото и серебро. С огромного креста Колокольни Ивана Великого сняли серебряные плиты.

Обозы, двигавшиеся из Москвы за отступающей армией, везли 18 пудов золота и 325 пудов серебра. Самое ценное из награбленного находилось в личном «золотом обозе» Наполеона.

Правда, сберечь добычу французам не удалось. Мемуаристы говорят, что Наполеон приказал утопить их в Семлевском озере, в 30 километрах от Вязьмы. Поиски кладоискателей, в том числе и из Франции, пока безуспешны.

После падения Наполеона державы-победительницы решили немедленно вернуть все законным владельцам, но сказочно обогатившиеся французы препятствовали реституции. В Мюнхене так и не дождались своего «Поклонения волхвов» Рубенса. А все тот же хитромудрый директор Лувра Виван-Денон чуть ли не зубами вцепился в монументальное — почти 66 квадратных метров! — полотно Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской». В конце концов, предложил управлявшим Венецией Габсбургам обменять «Брак» на картину Шарля Лебрена, любимца Людовика XIV. То ли «партнеры по обмену» были не искушены в живописи, то ли им надоело тянуть волынку, но неравный обмен состоялся, и сегодня «Брак» является одним из гвоздей луврской коллекции. Всего же из 500 картин, захваченных Наполеоном в Италии, на родину не вернулись 248.

А теперь вернемся к парижскому преступлению. Вор и грабитель Наполеон вез свою добычу в Лувр. А теперь в Лувре ограбили его самого, забрав фамильные реликвии. Забавно, что похитители впопыхах потеряли корону императрицы Евгении, супруги Наполеона III, последнего в династии, основанной Наполеоном. Сломанная, она валялась на мостовой вблизи музея. Что ж, получилось символично: вор у вора украл… нет, не дубинку — корону. Справедливость восстановлена? Конечно же, нет, коллекции музеев должны быть неприкосновенны. Это просто проказница-история улыбнулась своей очаровательной иронической улыбкой.

САМЫЕ ГРОМКИЕ ПОХИЩЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

21 августа 1911 года работавший в Лувре итальянец Винченцо Перуджа украл самую знаменитую картину в мире — «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Вор руководствовался патриотической идеей вернуть шедевр на родину, хотя во Францию его привез сам автор. Преступление раскрыли через два года — Перуджа отозвался на объявление в газете с предложением продать картину флорентийской галерее Уффици.

Рано утром 18 марта 1990 года два преступника в форме полиции проникли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне (США). За 81 минуту они похитили 13 экспонатов. В их числе — «Концерт» Яна Вермеера (самая дорогая не найденная картина в мире) и «Христос во время шторма в Галилейском море» Рембрандта.

Картина «Крик» Эдварда Мунка пропадала дважды. В 1994 году воры украли полотно из Национальной картинной галереи в Осло, оставив записку: «Спасибо за скверную охрану». Через три месяца удалось картину вернуть. Спустя десять лет грабители ворвались в Музей Мунка и варварски вырвали из рам «Крик» и еще одну работу художника. Картины нашли два года спустя.

В 2019 году грабители подожгли электрощиток в музее «Зеленые своды» в Дрездене (Германия). Отключив сигнализацию, забрали драгоценности на миллиард евро. Вернуть получилось лишь часть.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.