В Госдуму внесли законопроект по защите от «эффекта Долиной»
Возможность признавать недействительными сделки с жильем, совершенные под влиянием мошенников, предложили ограничить. Проект с соответствующими поправками в Гражданский кодекс был внесен в Госдуму заместителем председателя думского комитета по экономической политике, депутатом от партии «Справедливая Россия — патриоты — за правду» Михаилом Делягиным.
Изменения предполагается внести в часть 2 статьи 179 Гражданского кодекса, где описывается недействительность сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств. В пояснительной записке уточняется, что текущая формулировка этой статьи является неопределенной и приводит к неоднозначной судебной практике.
При этом в 2015 году Верховный суд разъяснял, что если покупатель не знал и не мог знать о фактах обмана со стороны продавца-мошенника, то сделку нельзя признавать недействительной. Такой покупатель считается добросовестным, и признание сделки недействительной нарушает его права. Однако на практике суды часто игнорировали это разъяснение, как отмечает депутат. Покупателям приходилось доказывать свою добросовестность, хотя неосмотрительность при совершении сделки проявляли не они, а продавцы. Одним из примеров таких случаев стало резонансное дело с квартирой певицы Ларисы Долиной.
Для решения этой проблемы и устранения угрозы изъятия имущества у добросовестных покупателей предлагается дополнить статью Гражданского кодекса о недействительности сделок следующим абзацем: «Если лицо не знало и не могло знать об обмане потерпевшего третьими лицами, а равно потерпевший намеренно умолчал об обстоятельствах сделки (влиянии на его волю третьих лиц), сделка не может быть признана судом недействительной, а лицо, к которому обращена сделка, считается добросовестным приобретателем, пока не доказано иное».
— Вместо того чтобы возлагать на покупателя бремя доказывания своей невиновности, закон обяжет продавца доказать, что покупатель знал или должен был знать об обмане. Это существенно снизит возможности для недобросовестных продавцов и мошенников использовать формальные основания для «отъема» имущества, — говорится в пояснительной записке.
Тем временем дело Долиной наконец пришло к концу. Днем 19 января адвокат Полины Лурье Светлана Свириденко получила ключи от квартиры от представителей певицы. По ее словам, судебные приставы убедились в том, что в помещении не осталось имущества артистки. Свириденко отметила, что выселение прошло «тихо и мирно».