61-Й ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ ВРУЧИЛ НАГРАДЫ
[i]«Я благодарю жюри за великолепное решение, а Каннский кинофестиваль – за то, что он отказался включить мою картину в программу», – так закончил свою речь британский кинорежиссер Майк Ли, принимая из рук Софи Лорен и нового директора фестиваля Марко Мюллера «Золотого льва», присужденного его фильму «Вера Дрейк».[/i] Реальная история пожилой домработницы, практиковавшей подпольные аборты в Лондоне 50-х годов прошлого века, удостоилась высшей награды Венецианской Мостры 2004 года.Общее впечатление от слабой конкурсной программы слегка выправилось во второй половине фестиваля, когда на суд критиков и зрителей были представлены драмы англичанина Майка Ли «Вера Дрейк» и испанца Алехандро Аменабара «Море внутри», а также фильм-сюрприз, которым оказалась новая картина корейского режиссера Ким Ки-дука «3-iron». Именно эти фильмы оказались главными фигурантами церемонии закрытия Венецианского кинофестиваля, проходившей в здании старейшего городского театра «Ля Финиче».Пока неизвестно, приживется ли на Лидо новая фестивальная администрация, но организованная ею церемония закрытия произвела, мягко говоря, смешанное впечатление. О причинах бестолкового и откровенно неумелого конферанса можно лишь догадываться – иногда ведущая элементарно не знала, кто будет вручать очередной приз и что это за приз. Спасло церемонию лишь финальное распределение наград, показавшееся заслуженным и справедливым.Председатель жюри Джон Бурман, предваряя объявление результатов, пожаловался на то, что хороших картин в конкурсе оказалось слишком много, и слукавил. Распределение основных наград между двумя из более чем двух десятков картин в последнюю очередь свидетельствует о высоком уровне конкурса. Разумеется, это ничуть не умаляет достоинств победителей. Помимо «Золотого льва» картина Майка Ли «Вера Дрейк» удостоилась Кубка Вольпи – приза за лучшую женскую роль – для актрисы Имельды Стаунтон, сыгравшей Веру Дрейк, которая искренне и не ведая последствий избавляет молодых женщин от нежелательных беременностей. Реальные события легли в основу фильма «Море внутри» Алехандро Аменабара, получившего Гран-при «Серебряного льва». Проблемная и драматичнаяистория героя, в течение тридцати лет прикованного к постели и пытающегося добиться официального разрешения на проведение процедуры эвтаназии, стала бенефисом Хавьера Бардема, удостоенного заслуженного Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль. «3-iron» Ким Ки-дука был безоговорочным лидером конкурсной программы по опросам зрителей, но удостоился третьего по значимости приза за лучшую режиссуру, да и тот удалось получить с трудом: ведущая церемонии попросту забыла о том, что Ким Ки-дуку полагается награда.После краткого и конфузного разбирательства режиссер все же поднялся на сцену под громогласные аплодисменты зала. Еще одного любимца публики, японского аниматора Хаяо Миядзаки, и его новую работу «Движущийся замок Хоула» поощрили призом за выдающиеся технические достижения.Церемония в «Ля Финиче» оказалась лишь частью праздничных мероприятий, посвященных окончанию кинофестиваля. Днем раньше на главной площади Венеции Сан-Марко прошла мировая премьера американского компьютерного мультфильма «Подводная братва». По словам Марко Мюллера, показ задумывался как акт доброй воли дирекции кинофестиваля по отношению к жителям города. Будем надеяться, что Венеция воздаст Марко Мюллеру по заслугам.