Мода: бархатная революция
[b]Сразу две выставки, показывающие эволюцию женской одежды на стыке ХIХ–ХХ веков, работают в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Обе – в отреставрированном Среднем дворце (Оперном доме).[/b]В экспозиции на первом этаже представлено богатейшее собрание одежды, обуви и всевозможных аксессуаров, характеризующих направление моды того периода. Кроме поражающих воображение поистине шедевров портновского ремесла, здесь можно увидеть и модные журналы более чем вековой давности, и отдельные предметы быта, чудом уцелевшие в богатом катаклизмами ХХ веке. Собранные воедино из фондов, музейных запасников и частных собраний, они дают очень яркую картину той жизни, вносят сам ее дух в старинные царицынские стены.Движение феминисток, увлечение спортом, достижения медицины, пробудившийся интерес к восточной и славянской культуре – огромную роль здесь сыграли Дягилевские сезоны, поразившие парижан костюмами Л. Бакста, А. Головина, А. Бенуа, Н. Рериха – создали предпосылки к отмене корсета, сделали силуэт женского платья более пластичным.Романтизм начала ХХ века, преклонение перед образом «прекрасной дамы», выраженное стилем модерн, тоже нашло свое отражение в экспозиции. Точно так же, как и последующие лаконизм и ориентация прежде всего на удобство, связанные с событиями мировой войны и послевоенной жизнью.Кроме всего прочего выставка «Бархатная» революция моды» очень наглядно объясняет, почему созданное Коко Шанель в первые послевоенные годы «маленькое черное платье» на многие последующие десятилетия стало главным предметом в гардеробе для миллионов женщин. Пожалуй, до начала следующей революции – «джинсовой».На втором этаже Оперного дома очень хорошо представлены творческие поиски А. Родченко, В. Степановой, братьев Весненых и других художников-конструктивистов 1920-х годов. Попытка создания особой «пролетарской» культуры не могла обойти одежду. Основополагающей стала ее функциональная целесообразность, потребовавшая, в свою очередь, и соответствующих рисунков тканей. Эскизы их, разработанные Л. Поповой и В. Степановой, на основе геометрических композиций, созданных по законам графики, ничуть не устарели, а первые советские ткани, выпущенные 80 лет назад, выглядят вполне современно.Образцы одежды, созданной художниками-конструктивистами, тщательно продуманной, со множеством карманов, идеально подходящей для трудовой деятельности, так и остались лишь в проектах. Можно только сожалеть, что вместо нее миллионами штук тиражировалась унылая и неудобная «спецуха», кое-где сохраняющаяся и поныне.Это – тем более лишний повод и для специалистов, и для всех, кому интересно, познакомиться с «давно забытым старым» на выставке, носящей название «Суровый текстиль конструктивизма».