Италия увидела российский футбол
[b]Венецианский кинофестиваль подходит к концу. В ближайшие выходные жюри во главе с художником-постановщиком Данте Феретти огласит список лауреатов.[/b]Предсказать, кто именно окажется в числе счастливчиков, сложно: редко когда конкурсная программа бывает настолько ровной по качеству работ.На общем достойном фоне наиболее теплый прием публики получили фильмы заслуженных мастеров – «Мария» американца Абеля Феррары и «Габриэль» французского режиссера Патриса Шеро. В числе картин, встреченных аплодисментами, оказался и единственный российский фильм, претендующий на главную награду, – «Гарпастум» Алексея Германа-младшего.Показ картины Германа-младшего в конкурсе Венецианского МКФ – событие, заинтересовавшее публику не меньше, чем премьеры фильмов его более известных коллег, признанных классиками. Фестивальную «молодежь» в последние годы составляют в основном люди зрелые, от сорока и выше (что, впрочем, нисколько не умаляет их достоинств). В этом отношении приглашение в конкурс режиссера, которому нет еще и тридцати и который сделал всего лишь вторую свою работу, – явление почти уникальное.В мир большого кино Германмладший вступает с картиной о начале взрослой жизни, зарифмованном со сменой исторических эпох. Действие «Гарпастума» разворачивается в 1914 году, накануне Первой мировой войны. Четверка друзей увлеченно обучается футболу, с трудом отвлекаясь на семью, работу и даже первые влюбленности.Дни проходят в мечтах о строительстве стадиона и разработке комбинаций, которые помогут обыграть более умелые команды. Но главным соперником начинающих футболистов становится не дворовая шпана, а Время, которого они не замечают и приметы которого тщательно воссоздает режиссер.Изображение больше всего напоминает столетний дагерротип и окрашивается то в коричнево-желтые, то в белесые тона, пока, наконец, не застывает, оставив повзрослевших героев на поле, выжженном войной и революцией.Совсем иным предстает начало века в «Габриэли» известного французского режиссера театра и кино Патриса Шеро.Высшее общество и светские рауты наполняют жизнь супружеской пары (ролисупругов играют Паскаль Грегори и Изабель Юппер). По крайней мере, до тех пор, пока Жан не находит прощальное письмо от Габриэли. Ни его готовность забыть об измене, ни ее скоропостижное возвращение домой не в состоянии склеить брак, десять лет считавшийся образцовым. «Габриэль» – семейный фильм ужасов, страшная и неуютная картина о невозможности и бессмысленности продолжать жизнь без любви.Самой провокационной картиной конкурса стала «Мария» Абеля Феррары. Американский режиссер, много лет страдающий от наркотической зависимости, когда-то прославился малобюджетными фильмами, исследующими природу насилия.«Мария» же посвящена вопросам религии. Тед, ведущий религиозного телешоу (Форест Уитаккер), решает сделать программу к премьере нового фильма о последних часах жизни Иисуса Христа. Он приглашает в эфир режиссера, а также актрису Марию Пелези (Жюльетт Бинош), сыгравшую Марию Магдалину.Найти ее непросто: Мария бросила карьеру и уехала в Святую землю сразу после окончания работы над фильмом. Получив приглашение в прямой эфир, Мария задает Теду роковой вопрос: верит ли он сам в Бога? От того, какой ответ даст Тед, зависит не только судьба одного выпуска, но и будущее его жены и новорожденного ребенка.Проблемы семьи и брака, которые стали одной из главных тем конкурса, к удовольствию публики решаются режиссерами и более легкомысленно. Лучшее доказательство – нарочито кустарный мюзикл из жизни рабочего класса «Романс и сигареты» американского актера, а заодно и режиссера Джона Туртурро с Джеймсом Гандольфини, Сьюзен Сарандон и Кейт Уинслет. Трудно сказать, помогут ли Туртурро музыка и танцы победить в фестивальной гонке.Наиболее высокие оценки критика и публика поставили его коллеге Джорджу Клуни и его второй картине «Спокойной ночи и удачи».[b]Венеция[/b]