Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Алексей Герман-младший: Мне до Тарковского – как до Аляски

Развлечения
Алексей Герман-младший: Мне до Тарковского – как до Аляски

[i]…Он называет себя Алексеем Алексеевичем, а не Германом-младшим, настойчиво подчеркивая свою независимость от звездной славы отца – Алексея Германа-старшего. Но от геновто никуда не деться, ежели папа – всемирно известный режиссер, а мама Светлана Кармалита – талантливая сценаристка. А вгиковский педагог к тому же – Сергей Соловьев. Поэтому неудивительно, что в 2003 году «маленький Герман» мощно дебютировал полнометражным фильмом «Последний поезд». Его впервые увидели в Венеции в программе «Новые территории». Там он удостоился упоминания жюри, что очень даже почетно. А на анапском «Киношоке» Герман был награжден призом за лучшую режиссуру. Говорят, что эта черно-белая картина очень напоминает «Проверку на дорогах» и «20 дней без войны». Но вот в отношении новой ленты «Гарпастум», которую наряду с фильмами Алексея Федорченко «Первые на Луне» и Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» показывают в Венеции, этого уже не скажешь. Во-первых, фильм цветной. Во-вторых, посвящен… спорту. «Гарпастум» – название спортивной игры, распространенной в Древнем Риме и напоминающей ручной мяч. В фильме с участием Евгения Пронина, Чулпан Хаматовой, Данилы Козловского и Гоши Куценко рассказывается о молодых людях, стремящихся построить стадион и попасть в футбольную лигу.[/i][b]– Надеетесь ли получить приз в Венеции?[/b]– На мой взгляд, мы в Венеции ничего не получим. Во-первых, недавно уже одарили «Возвращение» Звягинцева. Во-вторых, фестиваль все-таки вещь политическая. К тому же в программе полно китайских фильмов. Ну не может «Гарпастум» получить приз![b]– А зачем тогда в конкурсе участвовать?[/b]– Конкурс международного фестиваля дает картине продажи, прокат. Уважение все-таки какое-то. Наверное, связи с иностранными продюсерами. Я просто считаю, что нельзя ехать на фестиваль и думать о том, выиграешь ты что-нибудь или нет. Хотя это тщеславие, которое нельзя в себе перебороть, но ехать с этим чувством неправильно. Я себя не сравниваю и не хочу сравнивать, например, с Тарковским, до которого мне далеко, как до Аляски. Но известна же история, как он волновался, что ему дадут на Каннском фестивале, просто с ума сходил! Все эти призы такая глупость, и так это неважно… Ведь в любом случае Тарковский – выдающийся режиссер. Режиссеры вообще очень странный сплав. С одной стороны – прорабы на стройке, а с другой – девушки-институтки, которые все время волнуются и ревниво относятся к чужим успехам. И, мне кажется, чем второй ипостаси будет меньше до начала съемок и после их окончания, тем лучше. Так что я предпочитаю думать, что мы ничего не получим и стараюсь в это верить. И вообще я никогда не получал призы, когда чего-то ждал. Ни разу.[b]– Существует мнение, что вторая картина – это проверка для режиссера.[/b]– Недавно я включил телевизор, а там выступал Евгений Гришковец. Он сказал правильную вещь: один шаг – это один шаг, второй шаг – это второй шаг, а походка вырабатывается потом. Довольно тонкое замечание. Весь вопрос не в порядковом номере картины, а в походке. Чтобы дальше идти, надо научиться ходить. Я думаю, что вся серьезная режиссура начинается на 4-м или 5-м фильме. Можно хорошо начать, а потом снимать по инерции. И все будут говорить: ага, десять лет назад он снимал хорошие фильмы, а сейчас у него просто творческий кризис. Так вот я этого не хочу.[b]– И все-таки о чем ваш второй фильм «Гарпастум»?[/b]– Я старался делать кино в духе итальянских 60–70-х годов. Пытался на достаточно простой костяк – четверо друзей пробуют создать футбольную команду – нанизать много вещей, которые происходят вокруг. Окружить героев водоворотом событий, которые существуют как с ними, так и помимо них в стране и в мире. Дело происходит в 1914 году. Живет семья, двое из героев – братья. Все понимают, что вот-вот война. А им по 18–20 лет, они абсолютно не обращают на это внимание и существуют в своем желании играть в футбол. В каком-то смысле картина о счастье молодости. В ней есть и любовь – странная, болезненная, но чистая любовь взрослой женщины к молодому парню. Есть история сына Гаврилы Принципа, странная судьба мальчика, отец которого изменил век. Это выдуманная история, я не знаю, был у Гаврилы Принципа сын или нет. В фильме вообще есть некоторое количество известных персонажей, которых мы не пытались сделать похожими на себя. Потому что «Гарпастум» – это не реализм, не гиперреализм, а такая полусказка, которую я тем не менее пытался снимать достоверно… В общем, история о том, как закончилась эпоха. Но и о четырех молодых парнях, которые хотят играть в футбол. И поскольку костяк очень простой, то и кино, на мой взгляд, получилось зрительским. Но сложным. Я старался, чтобы картина вышла глубокой, но не фальшивой. Это такая большая картина про камерные отношения.[b]– Ваш дебют, картина «Последний поезд», была довольно скромной. Не страшно ли было осваивать большой бюджет уже на втором фильме?[/b]– Что касается «Поезда», я вообще не понял, как это произошло. Я недооценил сложности и просто начал снимать. Я не понимал, насколько всего будет много и как это будет сложно. А потом понял. И понял, что вообще чудом все это сняли.[b]– А вас не раздражало, что «Последний поезд», который заслужил высокие оценки, сравнивали с фильмами отца?[/b]– Конечно, раздражало. Но пусть говорят. Что же я могу с этим сделать?.. «Гарпастум» другой совсем. Это цветная картина, что очень важно. Ведь цветное кино – другой вид искусства. Другой ритм, другие крупности, иной монтаж. Надо понимать, что цветное кино находится в других отношения с экранной действительностью, нежели черно-белое.[b]– Так вы старались обезопасить себя от сравнений?[/b]– Я считаю, что задачи могут быть только внутренние, творческие. А остальные задачи – вред. Я старался сделать картину так, чтобы мне было не стыдно. Вот и все.[b]– Значит ли это, что семья никак не участвует в вашей творческой жизни?[/b]– Папа не видел ни первый, ни второй мой фильм. Это его принципиальная позиция. Он не хочет смотреть, не хочет волноваться, это нормально.[b]– Ощущаете ли вы себя представителем какого-то поколения? Существует ли, по-вашему, молодое российское кино?[/b]– Я недавно сказал на фестивале в Выборге, что появилось новое поколение российского кино. Со мной сразу начали спорить, что нет никакого поколения, что это ерунда, есть одно большое кино. Но я себя чувствую частью этого поколения, и, конечно, оно есть. Самое замечательное, что мы все начинаем общаться. Это то, чего не было раньше. По крайней мере, в моей жизни на протяжении последних 5–7 лет. Образовалось какое-то количество режиссеров, которые уважительно и с интересом относятся друг к другу и в состоянии друг с другом разговаривать. Я очень уважаю Илью Хржановского, Петю Буслова, Велединского, Попогребского и Хлебникова. Так что поколение появилось, но это еще не означает, что оно состоится. Вокруг накручено столько околокинематографических проблем, что эти маленькие проблемы могут это большое поколение съесть.[b]– Не эти ли проблемы мешают картинам упомянутых режиссеров, за исключением разве что «Бумера» Петра Буслова, попасть в широкий прокат[/b]?– Я не думаю, что молодые делают незрительское кино. Просто качественные и эстетические с точки зрения кино фильмы делают режиссеры, которые неинтересны коммерции. Если говорить о прилично снятом коммерческом фильме последнего времени, то, на мой взгляд, это «Турецкий гамбит». А странный дисбаланс возникает, когда основные успехи лежат в области фестивалей и артхауса. Это системная проблема. Тот же самый Буслов сделал не суперменское кино. Это очень личный его фильм.Не нужно ни в чем обвинять людей, которые делают фестивальное кино, которое, кстати, продается. Очень ведь важно, что «Коктебель» Хлебникова и Попогребского успешно прошел в Англии. И на молодых режиссеров все набрасываются. Нечего на зеркало пенять. Артхаус окупается в Европе и приносит деньги. Просто надо разделять артхаус и мейнстрим.[b]– В России подъем отечественного кино связывают именно с мейнстримом – добротным кино на среднестатистического зрителя.[/b]– Весь подъем нашего кино очень многому противоречит, той же самой экономике. Через несколько лет не может не быть кризиса. Это вещи системные. И потом, как в стране может быть подъем кино, когда нет Музея кино?! Это невозможно. Как страна может претендовать на какое-то место в киномире, если она уничтожает лучшие проявления кинокультуры! Я много чего думаю, и рассказывать об этом долго, так что пока скажу только, что кризиса не избежать. И я надеюсь, что кто останется, тот и останется. Даже если смотреть сериалы, становится понятно, что мы никак не выйдем на более качественный уровень. Количество не переходит в качество. Пока. За исключением небольшого количества сериалов, которые можно смотреть, остальные становятся все хуже и хуже.[b]– И какие же сериалы вам кажутся достойными?[/b]– «Убойная сила», например, приличный сериал. Вообще это опять же не вопрос сравнения, а вопрос того, что мы приучаем зрителя к плохому. Ведь неглупые люди говорили, что каждый кадр нужно снимать как последний. Для того чтобы сделать коммерческое кино, нужны колоссальные усилия. Нужен интерес не только к деньгам. И пока мы производим огромное количество кинопродукта – не люблю эту гастрономическую лексику в отношении кино, но по-другому не скажешь, – где видно, что люди даже на 50 процентов не выкладываются, мы рискуем. Я считаю, что сериал «Моя прекрасная няня» – лучшее, что есть сегодня на телевидении. Там поучаствовали американцы. И что? Неужели мы не можем снять сериал лучше, чем «Нэш Бриджес»?! И ведь все люди, которые снимают эти средние сериалы, они ведь куда-то потом пойдут.[b]– Как вы видите свой путь в данных обстоятельствах? Вы бы хотели быть коммерческим режиссером?[/b]– Я не знаю, что такое коммерческое кино. Если коммерческая картина – это фильм, снятый быстро, за бюджет, который может окупиться, с медийными актерами, со слабым сюжетом, фильм, который делается для определенной аудитории, то нет. А вот если у коммерческого кино другие показатели... «Однажды в Америке» хороший фильм? «Крестный отец»? «Бегущий по лезвию бритвы»? Вот такое коммерческое кино я только приветствую. Понятно, что если разговор идет о «Четырех таксистах и собаке», то я, естественно, себя в этом не найду. Я считаю, что если уж ты делаешь кино, делай его только в ту секунду, когда оно тебе интересно на 100 процентов. А если тебе интересно только процентов на двадцать, и ты думаешь: «Сейчас получу деньги и займусь чем-то еще», – то его делать категорически нельзя. Это оскорбление и себя, и зрителей, и актеров.[b]– Должно ли помочь судьбе «Гарпастума» участие популярных актеров – Чулпан Хаматовой и Гоши Куценко?[/b]– Я вообще не хотел снимать медийных актеров. Мне это было не очень интересно. Но Чулпан Хаматова появилась очень органично. К ней попал сценарий, мне позвонили и сказали, что она очень хочет приехать на пробы. Чулпан приехала и замечательно попробовалась. На тот момент все немедийные актрисы попробовались чуть хуже. Куценко, играющий роль Блока, как ни странно, подошел по внутреннему спокойствию. Всегда видны по глазам неуверенность и ужас от предстоящей роли, а у Гоши этого не было. Но согласитесь, что система звезд в российском прокате не функционирует.[b]– А что же тогда приводит зрителей на российский фильм?[/b]– На мой взгляд, работают два фактора. Как ни странно, национальная самоидентификация, какие-то глубинные вещи в сознании людей. Именно на этом «Бумер» и пошел. А «Турецкий гамбит» показал, как работает сказочная, оторванная от реальности система.[b]– Вы сами в какой реальности больше существуете? В московской или питерской?[/b]– Жить надо в Москве, работать в Петербурге. Формула такая.[b]– То есть переезд в Москву у вас свершился органично?[/b]– Переехал сложно, с внутренними проблемами. Я никогда до этого не существовал в условиях, когда моя фамилия играла какую-то роль при повседневном общении. Мне не близок «Мосфильм», я себя там чувствую неуютно. Для меня это слишком большая студия, в ней слишком много людей. Я не верю, что на «Мосфильме» найду много единомышленников. Мне кажется, что на «Ленфильме» сохранилось уважение к кино как к кино. А на «Мосфильме» есть уважение только к бюджетам. Я знаю, что все за деньги работают, так что это скорее вопрос настроения, человеческих глаз. На «Ленфильме» мне глаза нравятся больше.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.