Заложники будущего
Давайте по порядку. Я люблю российское кино. И чем больше узнаю, тем сильнее им восхищаюсь. Его корни питает советский кинематограф, ствол формирует творчество мастеров, начинавших снимать тогда и продолжающих поныне. Ветвями в разные стороны расходится творчество 40-летних кинематографистов, более гибкие ветви — произведения 35-летних, а густой листвой рассыпаются дебюты. Среди последних много бутонов и цветов, но разглядеть их не так просто — надо знать, куда смотреть, чтобы кто-то направил твое внимание. И если обеспечить к ним доступ питательных веществ и солнечного света, вскоре можно будет собирать сочные и яркие плоды. Но многие ли так воспринимают наше кино?
И какое отношение к нему у «массового зрителя»? Думаю, многие считают примерно так: советское кино, как классика из школьной программы, — уважения стоит, но либо давно просмотрено, либо безнадежно устарело, да и расширение у картинки не очень. Современное творчество мэтров — попытки уцепиться за ушедший корабль, сделать хорошо забытое старое новым. Молодые авторы — незрелы, ненадежны, со странными экспериментами и малобюджетными картинами. Куда ни глянь — все сомнительно.
Не то что зарубежные блокбастеры. Это — индустрия! А тогда — зачем нужны щи из местной столовой, когда есть сети быстрого питания, где все вкусно и проверенно? Мне кажется, единственный способ изменить ситуацию — создать позитивное восприятие отечественного кино у зрителя, воспитать уважение к нему. Но как?
Дело в том, что фильмы делят на две категории. На фестивальные, за которыми стоят прилагательные: сложные, философские, авторские, новаторские. И на массовые: зрелищные, динамичные, эффектные и не трудные для понимания. Эти две категории позиционируются так, словно созданы для разных слоев общества. Вот только все совсем не так просто и однозначно.
На что люди идут? На знакомое. Если «из каждого утюга» слышишь отзывы о каком-то фильме, по инерции хочешь его посмотреть. Но на раскрутку лент нужны бюджеты. А у многих молодых и талантливых авторов, которые не связаны с матерыми и успешными продюсерами, и средств на рекламу нет, и заниматься продвижением своих лент они не умеют. Выходит замкнутый круг: пиар получают те, у кого много денег — на их фильмы ходят, их смотрят, а в производство уже запускают новые.
Но когда цель — сделать сборы, а не поделиться историей, фильм быстро забывается. Потому спустя время на скандальную комедию соберутся полные залы, и зрители потом будут говорить о картине, что «это так плохо, что даже хорошо». А на достойное кино придут единицы, потому что «это что-то непонятное».
Зачем кинотеатрам искать обходные пути? Ведь можно заполнить окна показов стоящими лентами последних лет, обойденных широким прокатом! Их с легкостью подскажут киноведы. Правообладатели будут рады возможности найти новую аудиторию, авторы смогут снимать дальше, зрители получат интересное, умное отечественное кино.
Хороших фильмов много, нужно лишь точно сфокусировать внимание. Вот и достойный кинопрокат.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции