Можно излагать коротко. Но — свои мысли
Что касается написания сочинения, то, во-первых, я бы процитировал старого поэта: «пишите только о себе, все прочее до вас сказали». Нужно излагать только свое мнение, не заботясь о том, правильное оно или нет, совпадает ли с учительским.
Второе: излагать нужно коротко. Многие школьники считают, что если они десять раз повторят мысль и развезут ее на три абзаца, то это будет выглядеть солиднее. Нет, не будет! Потому что в хорошем сочинении всегда все очень плотно. Там может быть хоть десять строк, но эти строки должны быть свои.
Разумеется, в сочинении должны быть две-три ссылки на прочитанные тексты. Не надо думать, что если вы выражаете свое мнение, то это может быть монолог ни о чем. Нужно показать, что вы знаете предмет, ведь сочинение все-таки по литературе. Пусть это будет современная литература или классика — неважно. Но должны быть ссылки на жизненные ситуации, подкрепляющие ваше мнение.
А для того чтобы сочинение было хорошим, я советую всем школьникам раз в неделю просто для себя писать хотя бы 15 строк, пытаясь описать любую вещь: запах, лицо, одноклассницу. Поверьте, раз в неделю для 15 связных строчек время найти можно. Зато тренинг будет отличным.
В этом случае проверяется не способность совпадать с чужим мнением, а самостоятельность и логичность мышления. Если вы научитесь мыслить самостоятельно и логически, то все будет хорошо: сочинение к ЕГЭ вы напишите успешно.
Помню, что я писал сочинение при поступлении в МГУ: «Жанровое и стилевое новаторство в лирике Некрасова». Там я впервые для себя и сформулировал: если вам есть что сказать, то вы сделаете это максимально кратким и точным способом, с большим количеством фактов. Мне такой подход помог. Я окончил школу с медалью, написал сочинение на пятерку и поступил. При этом, надо понимать, я очень любил Некрасова. И всем советую писать именно о том, что любите. Ведь то, что мы не любим, получается, как правило, дурно.
А еще мне кажется, что давать сочинение на свободную политическую тему — это единственный способ заставить сегодня ребенка хоть как-то следить за новостями и критично к ним относиться. Потому что тот поток хаотический информации, который подросток получает из интернета, никак не структурирован, и он просто не успевает выработать свое отношение. Если ребенок хотя бы раз в неделю будет писать связную письменную работу, выражая свое отношение к происходящему, мы получим мыслящее поколение.