Эксперты объяснили роль России в конфликте на территории Карабаха
Сюжет:
Нагорный КарабахУтром 27 сентября в Карабахе произошло обострение конфликта между Азербайджаном и Арменией. Минобороны Азербайджана заявило, что проводит «контрнаступательную» операцию в Карабахе, а Армения ввела военное положение и объявила о всеобщей мобилизации. Почему столкновения между странами произошли именно сейчас, чем произошедшее обернется для России, «Вечерней Москве» рассказали эксперты.
Политический обозреватель Айк Халатян считает, что произошедшему способствовал ряд факторов.
— Внутренняя ситуация в Азербайджане загнала (президента Ильхама — прим. «ВМ») Алиева в построенную им же ловушку. Когда ты в течение многих лет накачиваешь население обещанием реванша, уверяешь в абсолютном превосходстве своей армии над армянской, но при этом не начинаешь войну, — это чревато внутриполитическими последствиями. Мы помним многотысячные митинги в Баку во время июльских боев в Тавуше с требованием начать войну, — сказал он.
В ходе июльских боев в Тавуше Баку «потерял генерала и позицию», и на эту потерю Азербайджан «не смог дать ответа». И это также толкает Алиева к военным действиям.
— И третий фактор заключается в том, что все мировые державы заняты своими проблемами. В США идет ожесточенная предвыборная гонка, Россия поглощена Белоруссией и делом Алексея Навального, а ЕС и так был пассивным в карабахской тематике. К этому добавляется активизация Турции, считающей, что новая война в Карабахе позволит ослабить позиции России в регионе, что автоматически приведет к усилению позиций Анкары, — отметил Халатян.
Крупномасштабная военная операция на линии соприкосновения назревала давно, полагает эксперт «Валдая» Фархад Ибрагимов.
— Казус белли внес как раз Никол Пашинян (премьер Армении — прим. «ВМ»), который делал провокационные заявления относительно принадлежности Карабаха, а также говорил о готовности взять и другие районы Азербайджана. Баку все это время призывал его чуть ли не одуматься, заявлял о готовности вести мирные переговоры, которые в итоге ни к чему не привели. Собственно, поэтому мы и стали свидетелями той ситуации, которая произошла сегодня утром, — говорит он.
Политолог Александр Асафов видит причины обострения в двух факторах. Первый — это нерешенность карабахской проблемы.
— Это продолжение предыдущей эскалации, которая началась из-за того, что переговорный процесс остановился. Процесс урегулирования активно начался после прихода к власти Пашиняна, но так же быстро и угас. Такого уже не было давно. Уже многие говорят о второй карабахской войне и дают серьезные прогнозы, — подметил он.
Эскалации могла способствовать и проазербайджанская позиция Турции, отмечает Асафов. Он обратил внимание на то, что журналисты турецкого агентства «Анадолу» с первых минут конфликта уже находились на линии фронта.
— Подготовка Турцией уже велась. Эрдоган — мастер обострения региональных конфликтов, — считает политолог.
Что будет дальше?
Айк Халатян уверен, что дальнейшее развитие событий зависит от «ситуации на передовой». Но уже сейчас можно заявить, что это «самая беспрецедентная по уровню эскалация с 1994 года». В апреле 2016 года обстрела Степанакерта (столица самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики) не было. Не было и всеобщей мобилизации в Армении и НКР или массового призыва резервистов в Азербайджане до начала наступления.
По мнению Фархада Ибрагимова, есть два сценария дальнейшего развития событий.
— Первый: Азербайджан пойдет до конца и вернет под свой контроль спорные территории. Второй сценарий подразумевает более мирный исход: обе стороны сядут за стол переговоров при посредничестве Минской группы ОБСЕ, ведущую роль в которой играет Россия, — полагает эксперт.
Интерес России
России нужно остановить конфликт, говорит Асафов.
— Россия не должна допустить войну между нашими соседями, потому что она затрагивает наши интересы. Если Эрдоган выступает в проазербайджанском ключе, Россия проявляет взвешенную позицию, призывая прекратить огонь. Нужно вмешаться на уровне дипломатии и высшего руководства. Если конфликт не остановить сейчас, то в дальнейшем будет сложнее, — отметил политолог.
Разговор главы МИД России Сергея Лаврова с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу «должен удержать Турцию от активного участия в конфликте на азербайджанской стороне».
Халатян тоже уверен, что в интересах России остановить эскалацию, так как из всех стран — сопредседателей МГ ОБСЕ она меньше всех заинтересована в возобновлении боевых действий.
— Россия пыталась предотвратить этот конфликт. Мы помним недовольство азербайджанской стороны из-за поставок вооружения в Армению. Россия пыталась сдержать наступление Азербайджана как путем дипломатии, так и путем повышения боеспособности армянской армии через поставки современного вооружения, — говорит он.
Для Москвы важны как отношения с Баку, так и с Ереваном. Поэтому России следует придерживаться нейтралитета, прилагая усилия для восстановления процесса переговоров вокруг Карабаха, считает Ибрагимов.
— Москва может сохранять либо нейтралитет, наблюдая за развитием событий до тех пор, пока ситуация не вышла из-под контроля, либо — немедленно призвать обе стороны успокоиться и провести на своих полях двусторонние переговоры, — сказал он.
Ранее 27 сентября МИД России призвал Армению и Азербайджан немедленно прекратить огонь. В сообщении МИД указывается, что в зоне нагорнокарабахского конфликта резко обострилась ситуация, обе стороны наносят интенсивные удары и несут гражданские и военные потери.
Конфликт на армяно-азербайджанской границе
12 июля на армяно-азербайджанской границе произошло столкновение военнослужащих двух государств. Причиной стало нарушение вооруженными силами Армении режима прекращения огня на участке Товузского района границы. В результате стрельбы обе стороны понесли потери.
На следующий день Азербайджан сообщил об обстреле села на границе с Арменией из 120-миллиметровых минометов. Азербайджанские военные пообещали дать жесткий ответ.
Военный конфликт привлек внимание общественности, в частности МИД РФ, где заявили о недопустимости дальнейшей эскалации напряжения между сторонами. Впоследствии посол Азербайджана в Москве Полад Бюль-Бюль оглы оценил всю ситуацию и не исключил, что в Нагорном Карабахе также «в любой момент могут начаться аналогичные действия».
14 июля стороны понесли новые потери: армянские и азербайджанские военные лишились в боях нескольких высокопоставленных офицеров. 16 июля в армии Азербайджана пригрозили ракетным ударом по армянской АЭС.
В беседе с «Вечерней Москвой» эксперт Бюро военно-политического анализа, администратор Telegram-канала «Кот Скрипаля» Николай Костикин оценил последствия удара Баку по армянской АЭС.
17 июля президент РФ Владимир Путин обсудил с Советом безопасности бои на границе Азербайджана и Армении. В Минобороны России также отвергли связь между учениями и конфликтом на армяно-азербайджанской границе.
Читайте также: «У этого конфликта нет решения»: политолог не исключил обострения военного противостояния в Карабахе