Мороженое из детства привезут на велосипеде
Идея вернуть в Москву тележки и велосипеды с мороженым принадлежит Союзу мороженщиков России – именно они обратились к департаменту торговли и услуг столичной мэрии и в Мосгордуму. Смысл: создать мобильную сеть торговли любимым прохладительным в дополнение к ларькам, которых за последние годы стало меньше. Борьба за чистоту тротуаров и общественное пространство – вещь правильная, но ведь и мороженого на улице хочется!
А кроме того – тележки с мороженым хорошо вписываются в новую, немного ностальгическую визуальную концепцию Москвы. Как и развозные велосипеды. Дух середины прошлого века, когда велосипеды и тележки царили в европейских городах, да и в советской столице не пасовали.
- Отлично помню развозчиков мороженого, без них в детстве прогулка была не в радость, - вспоминает уроженка Арбата Валентина Завьялова. – Идешь, на углу тележка – как не потратить деньги, что давали на школьный завтрак! А вечером мальчишки гонялись за велосипедным развозчиком мороженого на своих «машинах»: дядя, угости! Женщины же, которые торговали мороженым, предпочитали тележки.
Два колеса и ручка
В довоенной Москве тележек с мороженым было еще немного – чаще встречали разносчиков с изотермическими лотками. Одного лотка хватало на 10-15 минут торговли в жаркий день: расхватывали моментально! Не только «Эскимо-пай», наимоднейшее молочное мороженое в шоколаде и на палочке, но и брикеты из пломбира с вафлями (тогда круглые, а не прямоугольные).
- А вот после войны, к началу 1950-х, появились единообразные тележки для торговли мороженым, - рассказывает Алексей Бутко, основатель народного «Музея советской торговли». И открывает фундаментальное издание Минторга СССР: «Товарный словарь», в котором описаны целых три типа таких тележек.
Самая ранняя ТТМ-1 (Тележка Торговли Мороженым, первая модель) – обычный ящик с двумя маленькими колесами и длинной ручкой. Самая красивая ТТМ-2, чуть более поздняя – на велосипедных колесах (делалась на Московском велозаводе) и с отдельным люком для сухого льда. Загрузка – до 50 кг мороженого! И самая большая, сложная и поздняя ТТМ-5 с двумя отделениями, поручнями по всему периметру и четырьмя маленькими колесиками: никакой поэзии, чистая торговля.
Тележки эти устроены в целом так же, как современные мобильные прилавки – разве что не требуют электропитания. Так что с ними вопрос более или менее ясен – были прилавки без колес, станут с колесами. Мобильность!
Крути педали
Куда интереснее – велосипед для продажи мороженого. Немного таких летом курсирует возле ГУМа, по Никольской. Но какими были эти велосипеды, когда их было действительно много?
- Значит, так: обычный дорожный велосипед, коляска с изотермическим рундуком, дополнительная ось, полурама… Интенсивная работа на несколько дней; если повезет, уложимся в десять-пятнадцать тысяч! – калькулирует велосипедный мастер и конструктор веломобилей Александр Устинов, к которому я пришел в первую очередь. У него горячий сезон – все велосипедисты готовятся к сезону и приносят на свои горные машины на сервис.
И – главное! – нужен образец, настаивает Устинов. Чтобы снять размеры деталей, понять маленькие хитрости сочленения «основного» велосипеда и коляски.
В поисках сохранившегося велосипеда мороженщиков обзваниваю московские музеи и коллекционеров. Нужное находится в Кузьминках, в Музее индустриальной культуры. Рядом с другими велосипедами и мотоциклами в огромном, но уютном ангаре бок о бок с радиолами и даже коллекционным старинным «Бентли»…
- Вот он, почти как новенький! – гордо указывает директор музея Лев Железняков на бледно-зеленый короб в ряду велотехники.
Осматриваю находку. База – обычный, поздней модели, велосипед «Украина». Справа, как на мотоцикле с коляской, пристыковано третье колесо и изотермический короб. Он чуть поменьше, чем тележки для ручной продажи, но довольно объемистый.
- Сюда, на дно, грузим сухой лед, потом слой мороженого, потом опять сухой лед, и так доверху! – объясняет Железняков. – А уж раз вы его откопали, давайте готовить его к сезону!
Это с советскими велосипедами не так уж обременительно. Набор гаечных ключей в руки, баночку «Литола», насос… За какой-то час надежная советская машина перебрана почти полностью. Готова к работе.
Даже клеймо треста «Автоматторг» Мосгорисполкома не слишком потускнело. Почему «Автомат…»? Да потому что когда-то в Москве хотели торговать мороженым из автоматов, потом с машинами вышла невуязочка, и заменили на технику попроще.
- А что, хорошая замена моему прилавку, - смеется Алия, торгующая мороженым в киоске около «Щукинской», посмотрев на фотографии велосипеда. – Надоело торговать – покрути педали, прямо фитнес!
Первые веломороженщики и мобильные тележки появятся, судя по всему, в столичных пешеходных зонах и парках.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Немерюк, глава Департамента торговли и услуг правительства Москвы:
— В числе предложений Союза мороженщиков России было развитие мобильных форм торговли — например, с велосипедов или передвижных тележек. Наш департамент сейчас прорабатывает список маршрутов, где могли бы курсировать мороженщики. Эти маршруты могут проходить как по центру города, например в пешеходных зонах, так и в других районах.
Мы проследим, где на этот товар может быть спрос. Важно при этом, чтобы продавцы именно перемещались, а не стояли на одном месте.
Cегодня в Москве лишь одна точка — у ГУМа, — где продают мороженое с велосипеда.
СПРАВКА
Музей индустриальной культуры в Кузьминках основан в 2003 году. В коллекции — самая разная бытовая и промышленная техника, от спортивного планера 1980-х годов до первых советских компьютеров, холодильников, пылесосов. И, конечно, автомобили — и 21-е «Волги» с оленями на капотах, и раритетные иномарки начиная с «Форда-Т».
На базе музея действует клуб любителей технической истории.