Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Мороженое из детства привезут на велосипеде

Город
3 марта Мосгордума решала, какие новые формы торговли мороженым появятся в городе в ближайшее время. Среди этих новых форм – «хорошо забытые старые»: тележки и велосипеды с холодным лакомством. Корреспондент «ВМ» в ожидании тепла подготовил к сезону раритетный музейный экспонат – велосипед мороженщика треста «Автоматторг» советских времен.

Идея вернуть в Москву тележки и велосипеды с мороженым принадлежит Союзу мороженщиков России – именно они обратились к департаменту торговли и услуг столичной мэрии и в Мосгордуму. Смысл: создать мобильную сеть торговли любимым прохладительным в дополнение к ларькам, которых за последние годы стало меньше. Борьба за чистоту тротуаров и общественное пространство – вещь правильная, но ведь и мороженого на улице хочется!

А кроме того – тележки с мороженым хорошо вписываются в новую, немного ностальгическую визуальную концепцию Москвы. Как и развозные велосипеды. Дух середины прошлого века, когда велосипеды и тележки царили в европейских городах, да и в советской столице не пасовали.

- Отлично помню развозчиков мороженого, без них в детстве прогулка была не в радость, - вспоминает уроженка Арбата Валентина Завьялова. – Идешь, на углу тележка – как не потратить деньги, что давали на школьный завтрак! А вечером мальчишки гонялись за велосипедным развозчиком мороженого на своих «машинах»: дядя, угости! Женщины же, которые торговали мороженым, предпочитали тележки.

Два колеса и ручка

В довоенной Москве тележек с мороженым было еще немного – чаще встречали разносчиков с изотермическими лотками. Одного лотка хватало на 10-15 минут торговли в жаркий день: расхватывали моментально! Не только «Эскимо-пай», наимоднейшее молочное мороженое в шоколаде и на палочке, но и брикеты из пломбира с вафлями (тогда круглые, а не прямоугольные).

- А вот после войны, к началу 1950-х, появились единообразные тележки для торговли мороженым, - рассказывает Алексей Бутко, основатель народного «Музея советской торговли». И открывает фундаментальное издание Минторга СССР: «Товарный словарь», в котором описаны целых три типа таких тележек.

Самая ранняя ТТМ-1 (Тележка Торговли Мороженым, первая модель) – обычный ящик с двумя маленькими колесами и длинной ручкой. Самая красивая ТТМ-2, чуть более поздняя – на велосипедных колесах (делалась на Московском велозаводе) и с отдельным люком для сухого льда. Загрузка – до 50 кг мороженого! И самая большая, сложная и поздняя ТТМ-5 с двумя отделениями, поручнями по всему периметру и четырьмя маленькими колесиками: никакой поэзии, чистая торговля.

Тележки эти устроены в целом так же, как современные мобильные прилавки – разве что не требуют электропитания. Так что с ними вопрос более или менее ясен – были прилавки без колес, станут с колесами. Мобильность!

Крути педали

Куда интереснее – велосипед для продажи мороженого. Немного таких летом курсирует возле ГУМа, по Никольской. Но какими были эти велосипеды, когда их было действительно много?

- Значит, так: обычный дорожный велосипед, коляска с изотермическим рундуком, дополнительная ось, полурама… Интенсивная работа на несколько дней; если повезет, уложимся в десять-пятнадцать тысяч! – калькулирует велосипедный мастер и конструктор веломобилей Александр Устинов, к которому я пришел в первую очередь. У него горячий сезон – все велосипедисты готовятся к сезону и приносят на свои горные машины на сервис.

И – главное! – нужен образец, настаивает Устинов. Чтобы снять размеры деталей, понять маленькие хитрости сочленения «основного» велосипеда и коляски.

В поисках сохранившегося велосипеда мороженщиков обзваниваю московские музеи и коллекционеров. Нужное находится в Кузьминках, в Музее индустриальной культуры. Рядом с другими велосипедами и мотоциклами в огромном, но уютном ангаре бок о бок с радиолами и даже коллекционным старинным «Бентли»…

- Вот он, почти как новенький! – гордо указывает директор музея Лев Железняков на бледно-зеленый короб в ряду велотехники.

Осматриваю находку. База – обычный, поздней модели, велосипед «Украина». Справа, как на мотоцикле с коляской, пристыковано третье колесо и изотермический короб. Он чуть поменьше, чем тележки для ручной продажи, но довольно объемистый.

- Сюда, на дно, грузим сухой лед, потом слой мороженого, потом опять сухой лед, и так доверху! – объясняет Железняков. – А уж раз вы его откопали, давайте готовить его к сезону!

Это с советскими велосипедами не так уж обременительно. Набор гаечных ключей в руки, баночку «Литола», насос… За какой-то час надежная советская машина перебрана почти полностью. Готова к работе.

Даже клеймо треста «Автоматторг» Мосгорисполкома не слишком потускнело. Почему «Автомат…»? Да потому что когда-то в Москве хотели торговать мороженым из автоматов, потом с машинами вышла невуязочка, и заменили на технику попроще.

- А что, хорошая замена моему прилавку, - смеется Алия, торгующая мороженым в киоске около «Щукинской», посмотрев на фотографии велосипеда. – Надоело торговать – покрути педали, прямо фитнес!

Первые веломороженщики и мобильные тележки появятся, судя по всему, в столичных пешеходных зонах и парках.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Немерюк, глава Департамента торговли и услуг правительства Москвы:

— В числе предложений Союза мороженщиков России было развитие мобильных форм торговли — например, с велосипедов или передвижных тележек. Наш департамент сейчас прорабатывает список маршрутов, где могли бы курсировать мороженщики. Эти маршруты могут проходить как по центру города, например в пешеходных зонах, так и в других районах.

Мы проследим, где на этот товар может быть спрос. Важно при этом, чтобы продавцы именно перемещались, а не стояли на одном месте.

Cегодня в Москве лишь одна точка — у ГУМа, — где продают мороженое с велосипеда.

СПРАВКА

Музей индустриальной культуры в Кузьминках основан в 2003 году. В коллекции — самая разная бытовая и промышленная техника, от спортивного планера 1980-х годов до первых советских компьютеров, холодильников, пылесосов. И, конечно, автомобили — и 21-е «Волги» с оленями на капотах, и раритетные иномарки начиная с «Форда-Т».

На базе музея действует клуб любителей технической истории.   

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.