«Говорит Москва, я – Эмир Кустурица»
Возможно, поклонники творчества этих двух самобытных, уникальных художников ожидали, что они вновь – друзья, и что черная кошка, пробежавшая между ними несколько лет назад, превратилась в белого пушистого кота (по аналогии с фильмом Кустурицы «Черная кошка, белый кот»).
Но чуда не случилось. Кустурица и Брегович даже не пересекались во время своего концерта (по времени их развели очень грамотно). Сначала выступал Горан со своим «Свадебно-похоронным оркестром», потом группа «Балканика», а ужпосле на сцену вышел Эмир. В кулуарах говорили, что Кустурица поставил организаторам концерта жесткое условие, что «не станет выступать сразу после Бреговича, что между ними должен быть еще кто-то». Группа «Балканина» оказалась этим рубежом, выдержать который любителям хорошей музыки - непросто.
Брегович и Кустурица отказались отвечать СМИ о нынешних взаимоотношениях друг с другом. Кустурица прилетел в Москву прямо накануне своего выступления и был молчалив как рыба. Горан Брегович и Эмир Кустурица прямо в Кремле, перед своими выходами на сцену (опять-таки в разное время) подписывали именные звезды, которые будут возложены на аллее звезд развлекательного комплекса «Вегас» уже без участия музыкантов.

Кустурица во время своей «звездной росписи» воздержался от общения с прессой и не давал комментариев вовсе. Мне удалось взять интервью у Кустурицы с помощью фишки из популярной передачи «Кто хочет стать миллионером», а именно привета – от народного артиста России Николая Бурляева.
- Эмир, позвольте передать вам привет от Николая Бурляева. Он очень рад, что вы выступаете в Кремле, и ждет вас на славянском форуме «Золотой витязь» в Севастополе.
- Большое спасибо. Я очень люблю Николая Бурляева и, действительно, приеду в Севастополь на кинофорум «Золотой витязь». Люблю Николая за то, что он сыграл в самом лучшем фильме мира - «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского. Я, пересмотревший весь мировой кинематограф, могу сказать, что лучше фильма не знаю. Будучи сам режиссером, понимаю, что если Андрей Тарковский на одну из главных ролей выбрал Николая Бурляева, значит, он этого достоин. И для меня выбор Тарковского определил вечную дружбу с Николаем Бурляевым и мою готовность неизменно и активно участвовать в его мероприятиях и акциях. С большим удовольствием приеду в Севастополь и поддержу город русского флота в столь непростое время. Намерен дать в Севастополе концерт. Спасибо вам за привет. Очень рад.

- Правда ли, что с весны этого года вы будете преподавать в киноакадемии Никиты Михалкова (с этого года обучение в академии будет годичное)?
- Да, это правда. Не знаю как насчет преподавания, но собираюсь давать мастер-классы. Возможно, начну с урока физкультуры. Режиссер должен быть крепким, выносливым, спортивным, сильным. Надо уметь отвечать за свою команду, за идею, за фильм, за страну. Не выношу режиссеров, которые говорят, что «вынуждены пойти на уступки продюсеров, и отказаться от одного, другого, изменить финал». Если режиссер за такие предложения со стороны продюсеров может по-мужски ответить, - это и есть режиссер или по-английски директор. Еще мне не нравится самоуверенность молодых режиссеров, которые берутся быть и сценаристами, и режиссерами, и главные роли играть, словом, все делать. Для этого необходим большой опыт, как жизненный, так и профессиональный.
Кстати, Кустурица попросил говорить с ним только по-русски. На концерте в Кремлевском Дворце он тоже общался с публикой на ее родном языке. На этот раз режиссер Кустурица взял на себя роль диктора и обращался к слушателям: «Говорит Москва, я – Эмир Кустурица». Название столицы России Кустурица произносил буквально после каждой песни, и, поверьте, с любовью и уважением. В течение полутора часа своего выступления Кустурица делал все возможное и невозможное, чтобы передать боевую энергию, силу и активную жизненную позицию залу. Он много двигался – бегал, прыгал, ходил по рядам, танцевал и даже отжимался. 28 раз – прямо на сцене, - красиво и по-спортивному правильно отжался 60-летний Кустурица. Разумеется, Кустурица не забыл о своей первой профессии – режиссуре игрового кино, и устроил, организовал для Москвы музыкальный фильм, в котором затронул все чувства и мировые темы, - от любви к девушке Джульетте (нашел в зале девушку Джульетту) до так называемого «презента» Ангеле Меркель (замечу, соблюдая политкорректность и международную дипломатию). Кустурица посвятил федеральному канцлеру Германии песню, которую исполнил на немецком, и с некоторым гротеском в сторону германского стремления быть главной страной в Европе, и все контролировать, и в этой особой немецкой манере, не терпящей непослушания. Пожалуй, каждый номер Кустурицы – маленький фильм, построенный по законам кинематографа. Кустурица исполнил и музыку, песни из своих знаменитых фильмов, в частности, «Жизнь как чудо». Он не пел и не исполнял композиции к самым знаменитым своим картинам «Время цыган», «Андеграунд», «Аризонская мечта», музыку к которым написал его бывший друг – любимый друг Горан Брегович. Так что поводов произносить со сцены имя Бреговича у Кустурицы не было. Зато часто он повторял свое имя «Эмир Кустурица».
В настоящее время Кустурица снимает фильм с Моникой Беллуччи в главной роли, о котором рассказал в интервью «Вечерней Москве». В этой же картине Кустурица сыграл главную роль – возлюбленного героини Моники.
- Снимаете ли вы сейчас кино, если «да», о чем?
- Только что закончил снимать фильм «По млечному пути», в котором играю сам и Моника Беллуччи. Моника Беллуччи – мой большой друг, и она замечательная актриса, прекрасный человек. Драматическая история о большой любви и страшной войне положена в основу фильма «По млечному пути». Картина будет показана в этом году на Каннском фестивале, где мы, кстати, много лет назад познакомились с Моникой. Ее героиня жертвует всем на свете ради любви, и я давно хотел снять картину о жертвенности любви. Тогда как мой герой выбирает другой путь – служения Богу (он становится монахом и мастером по камню, а был военным). Еще я хочу продолжить фильм, который начал несколько лет назад, по роману своего любимого писателя Иво Андрича «Мост на Дрине». Этот роман, за который писатель получил Нобелевскую премию, был написан во время Великой Отечественной войны.

- Эмир, несколько лет назад, на Санкт-Петербургском Международном кинофоруме вы сказали, что картину «По млечному пути» впервые покажете в России, потому что в ней много русского по сути, по смыслу. Сказали в присутствие ведущих кинокритиков России.
- Я покажу эту картину у Николая Бурляева в Севастополе на кинофоруме «Золотой витязь».
- Вы – большой друг России, и часто поддерживаете нас в самые непростые времена. Что привлекает вас в нашей стране?
- Не буду оригинальным – все тоже, что и каждого художника – история, культура, русская душа и загадка. Мне кажется, что в вашей загадке есть будущее. Кто ответит на ту загадку, которую какой век вы задаете миру, за тем и будущее. Каждый раз приезжаю в Россию – в Москву, или в Петербург (два моих любимых города) с надеждой, что здесь произойдет чудо… и на улицах ваших столиц я увижу Пушкина, Гоголя, Толстого. Между прочим, иногда мне удается их увидеть и даже пообщаться. Закрываю глаза, и – кто-то из них возникает рядом. Вы же знаете, что я люблю чудеса, а Россия богата на такие явления.
- СМИ писали, что вы любите русскую водку.
- Я совсем другой человек, каким меня нередко представляют в СМИ. Веду здоровый образ жизни, и на концерте сегодня докажу вам это.